Категории «становление» и «развитие» (применительно к профессионализму человека)

Становление профессионализма как процесс
профессионального развития человека (отрывок из книги  С.А.Дружилова  «Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма»)

Ключевые слова: становление, актуализация потенциалов, развитие как изменение, прогрессивное развитие, регресс, профессиональное становление, развитие деятельности, стадийный процесс, личность, смыслообразующие ценности,  Я-концепция

Психологическое изучение становления профессионализма тесно связано с проблемами развития человека-профессионала. Многие исследователи (В. А. Бодров, Е. М. Борисова, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, А. К. Маркова, Л. М. Митина, К. К. Платонов, Н. С. Пряжников, Г. В. Суходольский, В. Д. Шадриков и др.) отмечают формирующую роль деятельности в развитии психики человека. С позиций психологии труда психика трактуется как «наполненная» конкретным профессиональным содержанием. Г. В. Суходольский пишет о том, что эта не обычная, а профессиональная психика формируется и развивается в ходе профессионального обучения, воспитания и накопления опыта профессиональной работы. Профессиональная психика накладывает свой отпечаток на все характеристики человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности, а также на метасистему, в которой он работает [Суходольский, 2008].

Таким образом, целесообразно говорить о взаимосвязи: с одной стороны, особенности человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности) оказывают существенное влияние на процесс и результат профессиональной деятельности (являющиеся объективными критериями профессионализма человека); с другой стороны, само формирование человека-профессионала происходит в ходе профессио-нальной деятельности и под ее влиянием.

Анализ научной литературы показывает, что профессиональное становление может быть представлено в виде двух основных линий: а) как развитие деятельности (ее структуры, совокупности способов и средств, порядок следования которых друг за другом имеет целевую детерминацию); б) как процесс развития личности в онтогенезе (как временнáя последовательность ступеней, периодов, стадий на всем жизненном пути). Мы считаем, что указанные подходы нужно рассматривать как взаимодополняющие. Соответственно, профессионали-зация человека, рассматриваемая с начала периода профессионального самоопределения и до завершения активной трудовой деятельности, представляет собой синтез указанных двух линий. В рамках этих стратегических линий познания процесса профессионального становления человека можно выделить ряд концепций и теорий профессионального развития.

Обратим внимание на то, что становление и развитие – это разные общенаучные категории, и разные раскрывающие их понятия.

Становление (как категория бытия) представляет собой актуализацию того, что уже в той или иной форме существует. Соответственно, становление профессионализма предполагает наличие у человека в потенциале свойств, которые обеспечивают возможность овладение профессией и выполнение профессиональной деятельности. Профессиональное становление – это и совершенствование, и деформации («искривления») [Фонарев, 2005]. В качестве основы профессионального становления человека в процессе профессионализации мы рассматриваем его внутренние ресурсы.

В общем случае развитие есть закономерный процесс изменения объекта при взаимодействии его с действительностью. Развитие есть форма существования материи и происходит оно вне зависимости от воли и сознания; процесс развитияобъекта не содержит в себе направления его изменений. Иначе говоря, развитие может иметь как прогрессивным, так и регрессивным. Прогрессивное развитие (прогресс) сопровождается увеличением сложности системы, усложнениием системы связей между элементами этоц системы. Регрессивное развитие (регресс) сопровождается упрощением связей между элементами в структуре системы. Направление профессионального развития в целом (в том числе профессионального развития личности) также во многом зависит от тех внутренних ресурсов (потенций), которыми располагает человек.

Становление профессионализма человека мы рассматриваем как развитие его наличных индивидуально-психологических, личностных и субъектных качеств в процессе профессиональной деятельности.

Профессиональное становление как развитие деятельности. В основе концепции профессионального развития как изменения психологической структуры деятельности лежат представления об основных направлениях развития человека как субъекта труда. Основной акцент делается на изучение изменений, происходящих в процессе профессионализации в исполнительной, когнитивной, мотивационно-ценностной и индивидуально-личностной сферах человека.

Работы В. Д. Шадрикова и Г. В. Суходольского представляют направление изучения профессионального становления человека, связанное с исследованием развитиядеятельности как системы.

В. Д. Шадриков проводит анализ генезиса профессиональной деятельности. Обращается внимание на формирование мотивов, целей, информационной основы, программы профессиональной деятельности, развитие способностей ипрофессионально важных качеств (ПВК) в процессе профессионального обучения человека. Исследователь считает, что исходной базой для формирования психологической системы деятельности являются потребности человека, его интересы, мировоззрение, убеждения и установки, жизненный опыт, особенности отдельных психических функций, нейродинамических качеств, свойства личности. В то же время автор подчеркивает, что в процессе деятельности человек не только преобразует окружающий мир, но преобразует и самого себя. В процессе формирования психологической системы деятельности происходит изменение  мотивов, целей, информационной основы, эффективности исполнения; изменяются уровни функционирования физиологических механизмов деятельности [Шадриков, 1982; 1997].

Г. В. Суходольский рассматривает развитие деятельности как индивидуальную и социальную эволюцию ее строения, ценностей, имеющихся форм, которая за определенный исторический период приводит к заметному прогрессу деятельности. Сущность этой эволюции заключается в кинетике социальных и личных потребностей, порождающих и обусловливающих статику и динамику профессиональных мотивов в популяции профессионалов. Отмечается, что с общих психологических позиций механизм саморазвития деятельности представляет собой творчество в широком смысле, а с позиций психологии труда – это рационализаторство и изобретательство как высшие проявления творчества в трудовой деятельности [Суходольский, 2008]. Таким образом, автор рассматривает историческую эволюцию деятельности, связывая индивидуальное развитие человека как субъекта деятельности с развитием профессионального сообщества.

Рассматривая развитие деятельности, исследователи, так или иначе, приходят к анализу развития свойств человека-деятеля. Не выделяя непосредственно отдельные уровни человека, авторы рассматривают развитие свойств на уровне различных образований: как индивида (изменения уровней функционирования физиологических механизмов); субъекта деятельности (развитие ПВК, способностей, уровней исполнения и др.); личности (мотивы, мировоззрение, установки, цели, опыт и др.) и индивидуальности (индивидуальный стиль деятельности, творчество и др.). Выделяются и исходные основы (или, по сути, составляющие индивидуального ресурса профессионального развития человека): нейродинамические качества, особенности отдельных психических функций, потребности человека, его интересы, мировоззрение, убеждения и установки, жизненный опыт.

Если подходить к анализу профессионального развития с позиций развития деятельности, то необходимо выделять и оценивать степень развития ее основных компонентов. По В. Д. Шадрикову, психологическая система деятельности включает следующие основные блоки: мотивов, целей, программы и информационной основы деятельности, принятия решения и профессионально важных качеств. Отмечается, что психологическая система деятельности является категорией изменчивой, развивающейся. В то время как структура ее компонентов остается, как правило, неизменной, ее отдельные подсистемы обладают относительной функциональной независимостью и возможностью к развитию [Шадриков, 1994].

В своем исследовании В. М. Клищевская выделяет ряд компонентов профессиональной деятельности, анализ которых позволяет сделать вывод об основных направлениях развития человека как профессионала [Клищевская, 2001]: 1) когнитивный компонент (в который автор включает адекватное целостное представление о профессии); 2) исполнительный компонент (включающий сформированные навыки, умения, а также ПВК); 3) мотивационно-ценностный компонент (характеризующий, по представлениям В. М. Клищевской, выраженность профессиональной направленности); 4) индивидуально-личностный компонент (характеризующий совершенствование ПВК). Подчеркивается, что увеличение выраженности данных признаков определяется как профессиональное развитие. С другой стороны, отсутствие увеличения выраженности указанных признаков свидетельствует о невозможности профессионального развития в данной трудовой сфере и является фактором, инициирующим развитие кризисной ситуации.

Становление профессионализма как стадийный процесс. Согласно второй линии в изучении профессионального становления человека профессионализация рассматривается как стадийный процесс развития человека в онтогенезе (каквременнýю последовательность ступеней, периодов, стадий на всем жизненном пути). Именно на этих позициях и строятся модели профессионального развития и классификации стадий развития человека (Б. Г. Ананьев, Е. А. Климов, С. А. Боровикова, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Г. С. Никифоров).

Представителем этого направления в изучении профессионального развития является американский психолог Дональд Сьюпер, который анализирует становление человека-профессионала как целостный процесс, включающий в себя ряд последовательных этапов, характеризующихся формированием интересов, способностей и развитием «Я-концепции». Д. Сьюпер в 1952 г. сформулировал ряд положений теории развития, ставшей в последующем самой популярной на западе (приводится по [Кондаков, Сухарев, 1989]): люди характеризуются способностями, интересами и свойствами личности; каждый человек подходит к ряду профессий, а профессия – к ряду индивидов; в зависимости от времени и опыта меняются как объективные, так и субъективные условия профессионального развития; профессиональное развитие имеет ряд последовательных стадий и фаз; особенности развития определяются социально-экономическим уровнем родителей, свойствами индивида, его профессиональными возможностями; на разных стадиях развитием можно управлять; профессиональное развитие состоит в развитии и реализации «Я-концепции»; взаимодействие «Я-концепции» и реальности происходит при исполнении профессиональных ролей; удовлетворенность работой зависит от того, в какой мере индивид находит адекватные возможности для реализации своих способностей, интересов, свойств личности в профессиональной ситуации.

Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная в 1988 г. Е. А. Климовым [Климов, 1998]. Считаем необходимым привести ее, поскольку каждый из выделяемых периодов и стадий характеризует ресурсность профессионального развития человека. Первый период(период «допрофессионального развития») включает следующие три стадии:

1) Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функции восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.

2) Стадия игры («период дошкольного детства» — от 3 до 7-8 лет), когда происходит овладение «основными смыслами» человеческих деятельностей, а также знакомство с конкретными профессиями.

3) Стадия овладения учебной деятельностью («период младшего школьного детства» от 7-8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.д.

Далее, наступает второй период – «выбора профессии» (или период проектирования «старта» и жизненного пути).

4) Стадия оптанта (от лат. optatio – желание, выбор), или оптации — осознанной подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути. Возрастной интервал от 11-12 до 14-18 лет. Парадоксальность этой стадии в том, что в ситуации «оптации» может оказаться и взрослый человек, например, безработный. Как отмечает Е. А. Климов, оптация, это не столько указание на возраст, сколько на ситуацию выбора профессии.

Следующий период – профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала – включает 6 стадий.

5) Стадия адепта, или стадия профессиональной подготовки, приходится на возраст от 15-18 до 16-23 лет. Это профессиональная подготовка, которую проходят большинство выпускников школ. Если речь идет о многолетней подготовке профессионала, то необходимо различать тех, кто находится на первом, втором и т.д. годах обучения. Год от года происходят существенные изменения самосознания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности. Есть здесь и свои кризисы развития.

6) Стадия адаптанта – это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.

7) Стадия интернала – это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать и выполнять требования на нормативно заданном уровне. Эта стадия, о которой Е. А. Климов говорит, что работника коллеги воспринимают как «своего среди своих», т.е. работник уже вошел в профессиональную группу в качестве полноценного члена (от  англ. internal – внутренний).

8) Стадия мастера, когда о работнике можно сказать, что он лучший среди обычных и хороших, т.е. работник заметно выделяется на общем фоне. Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу. Он приобрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым работником.

9) Стадия авторитета означает, что работник стал лучшим среди мастеров. Он мастер своего дела, хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). Естественно, не каждый работник может достичь этого уровня.

10) Стадия наставника – высший уровень работы любого специалиста. Авторитетный мастер своего дела в любой профессии «обрастает» единомышленниками, учениками, последователями (независимо, имеют ли они официальный статус учеников). На этой стадии работник становится не просто великолепным специалистом в своей области, но и Учителем, способным передать свой опыт ученикам, способным передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них лучшую часть своей души.

Меньшую известность получила периодизация профессионального развития как непрерывного процесса самоопределения, предложенная психологами Санкт-Петербургского университета [Психологич. обеспечен., 1991]. Выбор профессии, илипрофессиональное самоопределение, рассматривается ими как основасамоутверждения человека в обществе. Выбор профессии – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей человека, осуществляющего такой выбор. Исходя из личностного подхода, С. А. Боровикова выделяет четыре стадии процесса профессионального самоопределения [Боровикова, 1991]:

1. Возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда (старший школьный возраст). К 14-15 годам у девушек и юношей уже сформированы определенные знания о профессиях, складывается избирательное отношение к одной или нескольким из них. На этой стадии происходит переоценка учебной деятельности: в зависимости от профессиональных намерений меняется мотивация. Учеба в старших классах приобретает профессионально ориентированный характер. Есть основания считать, что на стадии профессионального становления происходит смена ведущей деятельности: учебно-познавательная деятельность сменяется учебно-профилированной.

2. Профессиональное образование и подготовка как основа выбранной профессии.

3. Профессиональная адаптация, характеризующаяся самостоя-тельной трудовой деятельностью, формированием индивидуального стиля деятельности (ИСД) и включением в систему производственных и социальных отношений.

4. Самореализация в труде (частичная или полная) – выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом. Период самореализации человека в труде, в свою очередь, может быть представлен как последовательность трех составляющих его стадий [Зеер, 2003]:

а) Стадия первичной профессионализации – характеризуется тем, что специалист осваивает и продуктивно выполняет нормативно одобряемую деятельность, определяет свой социально-профессиональный статус в иерархии производственных отношений.

б) Стадия вторичной профессионализации. Ее особенностью является высококачественное и высокопроизводительное выполнение профессио-нальной деятельности. Способы ее реализации имеют отчетливо выраженный индивидуальный характер. Специалист становится профессионалом. Ему присуща социально-профессиональная позиция, устойчивая профессиональная самооценка.

в) Стадия профессионального мастерства характеризуется творческим и инновационным уровнем выполнения профессиональной деятельности. Движущим фактором дальнейшего профессионального развития личности становится потребность в самореализации, самоосуществлении.

Есть основания предполагать, что переход от одной стадии профессионального развития к другой сопровождается определенными кризисами. На каждой стадии позиции завоевываются и сдаются, уточняются и отвергаются, развиваются и объединяются, идет процесс строительства в себе самом. Совмещение приведенной выше периодизации профессионального развития с периодизацией профессиональных кризисов, предложенной екатеринбургскими психологами [Зеер, Сыманюк, 1997] дало нам возможность проследить особенности кризисов профессионального становления личности [Дружилов, 1998].

Таким образом, профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Существуют различные воззрения на стадийность процессов профессионализации.

В развиваемой Г. С. Никифоровым концепции обеспечения профес-сиональной надежности специалиста автор выделяет следующие этапы профессионализации: профессионального самоопределения («вход» в профессию); профессиональнойподготовки; профессиональной адаптацииподдержания полученной квалификации и совершенствования своего профессионального мастерства (в случае необходимости – переобучение и переквалификация); «выхода» из профессии (адаптация к новым условиям жизнедеятельности) [Никифоров, 1996].

Рассмотренные стадийные концепции базируются на представлении о профессиональном развитии как процессе прохождения человеком в одной профессии определенных этапов, на каждом из которых происходит формирование различных психических новообразований, подготавливающих субъекта к переходу на другую (чаще всего) более «высокую» стадию развития. Каждая стадия характеризуется определенным уровнем знаний, умений и навыков, особенностями формирования индивидуального профессионального опыта. В то же время, сложный и многогранный процесс профессионального развития нельзя рассматривать как линейный, однонаправленный переход от одной стадии к другой.

Нами было показано, что переход человека от одной ступени профессионализма к другой, более высокой, сопровождается изменением уровня осознания субъектом наличия (или отсутствия) у него необходимых для данной деятельности знаний, умений и навыков. И этот процесс индивидуального профессионального развития является диалектическим процессом, разворачивающимся по принципу спирали [Дружилов, 2000(б)]. Л. М. Митина также предлагает рассматривать процесс профессионального развития как «спиралевидный», где каждый виток обозначает смену профессиональной жизнедеятельности человека [Митина, 2002].

В психологической литературе, как показали И. М. Кондаков и А. В. Сухарев, нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии и какие факторы влияют на этот выбор [Кондаков, Сухарев, 1989]. Если подходить к проблеме становления профессионализма человека с точки зрения концепции индивидуального потенциала профессионального развития, то наиболее продуктивным является подход психологов Санкт-Петербургского университета, согласно которому выбор профессии связан с прошлым опытом личности, и процесс профессионального становления простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я», определяя, в конечном счете, течение всей жизни [Психол. обеспеч., 1991].

Профессиональное становление человека как процесс его развития во времени (включая последовательность ступеней, периодов, стадий, фаз), может быть рассмотрен на различных уровнях (индивидном, личностном, уровне субъекта деятельности, индивидуальности).

Мы считаем, что становления профессионализма как процесс профессионального развития человека происходит на всех его уровнях (индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности). Это находит отражение и в научной литературе. Например, голландский психолог Б. Ливехуд выделяет три аспекта развития человека: 1) биологическое развитие, включающее следующие периоды: а)эволюции (происходит более созидание, чем разрушение); б) установленияравновесия между созиданием и разрушением; в) инволюции (все нарастающее разрушение); 2) психическое развитие. Еще в детстве начинается поиск «образа мира», часто это «фантазийный мир»: «Эта детская фантазия является основой, на которой в будущей социальной и профессиональной жизни разовьются творческие способности» [Ливехуд, 1994, с. 49]; 3) духовная биография, которая начинается, по мнению автора, еще в детстве с осознания своего «образа Я». В то же время следует отметить, что в отечественной психологической литературе наибольшее внимание уделяется психологическим исследованиям развития личностипрофессионала.

Считается, что в процессе профессиональной деятельности особенно интенсивно происходит изменение личности, поскольку она (личность) концентрирует на себе основную активность субъекта [Психолог. формирован., 1981; Корнеева, 1991; Психолог. исслед., 1991; Пономаренко, Ворона, 1992; Митина, 2002 и др.]. Е. А. Климов отмечает, что экспериментальные исследования дают основания считать наличие влияния каждой профессии на формирование сходных интересов, привычек, установок, манеры поведения, традиций, черт личности [Климов, 1998]. Исследования И. С. Кона позволили сделать ряд выводов, важных для концепции развития личности профессионала [Кон, 1987]:
– существует определенная степень постоянства личностных черт на протяжении жизни, но она не является абсолютной; В зависимости от условий жизни и деятельности (в том числе профессиональной) линия развития личности может изменяться;

– мера постоянства и изменчивости разных личностных свойств, а также разных типов личности неодинакова;

– разным типам личности соответствуют разные типы развития.

В исследованиях Л. Н. Корнеевой показано, что в профессиональной деятельности формируются такие свойства, как ответственность, добросовестность, волевые качества личности, самооценка [Корнеева, 1991]. По мнению В. К. Сафонов, развитие возможностей (потенциала человека) заложены в самой природе человека и прежде всего в его активности. Важнейшие слагаемые активности, самореализации потенциальных возможностей – это задатки, интерес, социальное окружение, которое может поддерживать, а может и отвергать конкретную активность человека, и мотивы (осознаваемые причины активности человека, цели деятельности) [Сафонов, 1998]. По Л. М. Митиной профессиональное развитие неотделимо от личностного – в основе того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности– творческой реализации [Митина, 2002]

Л. М. Митина, взяв за основу личностно-развивающий подход, выделяет в нем три основных направления исследования развития личности [Митина, 2002]: 1) содержательное направление отражает содержание процесса профессионального развития, разработку концептуальных и технологических моделей профессионального развития личности; 2) динамическое направление характеризует процесс профессионального развития личности во времени с момента профессионального выбора до творческой самореализации личности; 3) институциональное направление исследует институты профессионального развития личности, включая тип социума, в котором функционирует «рынок профессий», образовательные системы и конкретные социально-профессиональные группы, где реализуется процесс профессионального развития.

Указанные направления не следует рассматривать как обособленные друг от друга. В индивидуальном жизненном и профессиональном пути эти линии тесно переплетены между собой, и было бы неправомерно пытаться их либо разорвать, либо противопоставить друг другу.

Проблема развития личности профессионала является комплексной. В ней могут быть выделены психологические, профессиональные, физиологические, медицинские и др. аспекты [Бодров, 2001].

В психологическом плане эта проблема в основном связана с изучением закономерностей формирования операциональной структуры деятельности в процессе профессионализации, а также развития личности (мотивов и интересов, способностей, эмоционально-волевой сферы, профессионально-важных качеств и т.д.).

Профессиональный аспект проблемы характеризуется, главным образом, изучением причинно-следственных связей между эффективностью, надежностью, качеством деятельности, ее безопасностью и индивидуально-психологическими особенностями деятельности в процессе становления и функционирования профессионала.

Основным предметом изучения физиологических особенностей профессионального становления личности является проблема функциональной адаптации физиологических механизмов регуляции трудовых процессов и резервных возможностей организма субъекта деятельности в различных условиях выполнения трудовых задач.

Медицинские аспекты проблемы отражают вопросы профессионального здоровья и долголетия деятельной личности, профпатологии в связи с особенностями содержания и условий деятельности и профессиональной пригодностью (психической, физиологической и др.) личности.

Профессиональное развитие, как отмечает Э. Ф. Зеер, это одновременно и преобразования, и потери (совершенствование и деструкции) [Зеер, 2003]. Мы считаем, что противостояние деструкциям возможно лишь при наличии у человека необходимых внутренних ресурсов.

Индивидуальное профессиональное развитие, несмотря на различия в конкретных видах труда, имеет цель – формирование профессионала, способного самостоятельно осуществлять профессиональные функции с оптимальными психическими и психофизиологическими затратами. В реализации эта единая цель распадается как бы на два русла [Ермолаева, 2008].

Первое – создание человеком-деятелем внутренних средств профессиональной деятельности. Имеется в виду многоканальный процесс формирования специальных знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных в определенной предметной области, в ходе которого происходит расширение информационно-психологического пространства профессионала и поэтапное развитие свойств человека как личности, субъекта деятельности и индивидуальности. И такое развитие происходит, прежде всего, в деятельности; в деятельности реализуется и развивается индивидуальный профессиональный ресурс.

Второе – формирование внешних средств профессиональной деятельности, включающее процесс накопления фиксированных знаний и социальных регуляторов в данном профессиональном сообществе и развития (информационного и технологического) материальных средств труда в соответствующей предметной области. Таким путем обеспечивается расширение информационного пространства профессии, увеличение профессионального потенциала сообщества.

Рассматривая профессиональное становление человека как развитие личности (становления личности профессионала), мы опираемся исходим из сформулированного Аристотелем положения, согласно которому что любое становление может опираться на что-то уже существующее. Процесс становление личности профессионала не является исключением.

Системообразующая характеристика личности – ее направленность, квинтэссенцией которой являются ценностные образования. Ценности как базальные, иначе – первичные (по Б. Г. Ананьеву) свойства личности, формируют ее установки, склонности и характер. В свою очередь, профессиональныеустановки являются основным аспектом общих жизненных установок иценностей (Е. Бордин, И. Дарли, Т. Хаген, Дж. Холланд и др.).

Силой, детерминирующей развитие личности, по В. Франклу, является обретение смысла жизни. Любые изменения смысла, по Д. А. Леонтьеву, связаны с реальными изменениями отношений человека с миром [Леонтьев,1997; 2000]. Это как раз и говорит, по мнению Е. А. Уварова о «смысле» как интегральной основе личности [Уваров, 2010]. Рассматривая предпосылки, условия и движущие силы становления личности профессионала А. Р. Фонарев в качестве важнейшей детерминанты развития личности профессионала называет смысл жизни [Фигурнов, 2005].

Это позволяет нам говорить «силовое поле» для профессионального развития личности определяется индивидуальным ресурсом смыслообразующих ценностей, определяющих жизнь человека. В жизни и деятельности человека всегда имеет место процедура отнесение к ценностями – идентификация того, что наиболее значимо для человека.

В качестве ядра личностных смыслов выступает «Я-концепция», рассогласование в которой между эталоном «Я-идеальное» и актуализированным образом «Я-реальное» задает направление («вектор») профессионального развития личности. Любой из возможных путей разрешения противоречия между смыслом жизни и смыслом профессиональной деятельности, противостояние профессиональным деформациям и деструкциям при сохранении прогрессивной (восходящей) линии личностного развития возможно лишь при наличии у человека необходимых внутренних ресурсов.

Становление специалиста в данной профессии предполагает определенную индивидуализированную траекторию, закономерные этапы, описанные различными исследователями (Е. А. Климов, В. А. Бодров, Э. Ф. Зеер и др.). Анализ публикаций и собственные исследования приводят к необходимости признания того, что существуют причины недостижения частью специалистов вершин профессионализма (мастерства, «акме»). Мы убеждены, что не бывает «средних» профессионалов, средним может быть только специалист (как носитель нормативно заданных «операционально-функциональных свойств», обеспечивающих более или менее успешное выполнение профессиональных задач). Профессионал, являющийся Мастером своего дела – это выраженная индивидуальность, которая характеризует становление особой, субъективнойреальности [Слободчиков, Исаев, 1995], олицетворение творческогосаморазвития личности.

Профессионализм не исключает человечности; профессия – это сфера, где человек концентрирует свои общечеловеческие свойства. Идеал, – по П. П. Блонскому, – когда профессия дает личное удовлетворение и личностное совершенствование. Если профессия перестает ставить человека в ситуации, требующие разрешения противоречий между условиями деятельности и актуальными возможностями человека, то он должен сам ставить перед собой задачи, находить новые смыслы для дальнейшего своего профессионального и личностного развития. Именно тогда возникает возможность для саморазвития личности профессионала, которое представляет собой способ постижения и достижения специалистомчеловечности.

Прогрессивную линию профессионального развития характеризует восхождение человека по ступеням «самоопределение – самовыражение – самореализация». Источником саморазвития является ИРПР (индивидуальный ресурс профессионального развития), он определяет вектор развития личности – максимальную реализацию ее потенциалов. Результат такого развития – становление человека-деятеля как субъекта жизни, а его поведение в профессии и сама профессиональная деятельность – предстают частью его жизни и определяются системой его жизненных ценностей, внутренней «картиной Мира» [Дружилов, 2009 (в)].

Становление профессионализма как развитие (изменение) индивидуально-психологических, личностных и субъектных свойств человека сопровождается выработкой им индивидуального стиля, проявляющегося в деятельности, общении, восприятии мира и отношении к нему. Отношение к профессиональной действительности опосредовано всей жизненной философией, мировоззрением человека, его жизненными принципами. Вырабатываемый стиль обеспечивает индивидуальный способ адаптации человека в профессии и в социуме, но не обязательно соответствует сложившемся в обществе требованиям к качеству выполняемой деятельности и к личности специалиста.

По вопросам приобретения книги С.А.Дружилова «Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма» свяжитесь с автором по e-mail: druzhilov@mail.ru

Добавить комментарий