ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ ЧЕЛОВЕКА
И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Ссылка для цитирования: Дружилов С.А. Профессиональные стили человека и индивидуальный ресурс профессионального развития // ВОПРОСЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК, 2003, №1 (4). — С.354-357.
Ключевые слова: профессиональные стили, индивидуальный ресурс, профессиональное развитие, типология стилей, эффективность адаптации, доминирующие ценности,
В отечественной психологии (Л.С.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, Е.П.Климов, Л.И.Анцыферова, К.А.Абульханова-Славская и др.) понятие стиля разрабатывается в рамках деятельностного подхода, при котором стиль рассматривается как интегральный феномен взаимодействия требований деятельности и индивидуальности человека. Стиль жизни — это устойчивая характеристика иерархии жизненных целей и предпочитаемых человеком способов их достижения. О стиле человека можно говорить как о способе его взаимодействия с Миром. Но взаимодействие человека с Миром реализуется в его активности, важнейшей формой которой является профессиональная деятельность.
Поскольку трудовая и профессиональная деятельность является важнейшей частью жизнедеятельности вообще, то профессиональный стиль человека является частью стиля его жизни (как, в прочем, при профессиональной деформации сложившийся стиль оказывает влияние на паттерны внепрофессионального поведения). В свою очередь, стиль жизни выступает производным проявлением от образа жизни. Он складывается в рамках определенного образа жизни как результат социопсихического развития человека в целом.
Профессиональный стиль человека мы рассматриваем как постоянное, довольно устойчивое, целостное психическое образование, включающее сознательные и бессознательные механизмы адаптации человека (как в активной, так и в пассивной ее формах) к профессиональной среде. Проявления стиля зависит как от внутренних особенностей человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности), индивидуального ресурса его профессионального развития [2], так и от внешней среды (организации компонентов деятельности и взаимодействия субъектов). Профессиональный стиль мы рассматриваем одновременно и как причину, и как следствие индивидуального профессионального развития человека. Устойчивость стилей является относительной: не исключена возможность развития стилей и их взаимопереходов. Основные стили профессиональной деятельности (независимо от их специфики) отражают основные стратегии адаптации человека к требованиям профессиональной среды и проявляется в профессиональной деятельности, так и во внепрофессиональном поведении и в общении.
Как вектор жизненного успеха человека складывается из сложения вектора профессиональных достижений и вектора личностного успеха (самосовершенствования) [А.В.Либин, 2000], так и стратегия жизненного пути человека определяется линиями его профессионального и личностного поведения. Ключевыми признаками индивидуального «профессионального стиля» (включающего стиль профессиональной деятельности, стиль поведения, стиль общения и т. д.) являются факторы профессиональной успешности, удовлетворенности результатами деятельности и компонентами профессиональной среды (в соотношении с затратами на получение данного результата), а также предпочитаемые ценности и мотивы выполняемой профессиональной деятельности.
Предметом нашего рассмотрения являются индивидуально-своеобразные стили профессиональной деятельности (СПД отдельного профессионала), которые представляют собой интегральное, иерархическое, биполярное психическое образование в границах двух полюсов («субъективно удобных» и «неудобных» условий и параметров деятельности).
В таблице 1 представлены стили профессиональной деятельности в зависимости от:
1) профессиональной успешности (Ус), оцениваемой объективными показателями результативности деятельности;
2) эффективности психологической адаптации (ЭΨ), определяемой отношением удовлетворенности компонентами профессиональной среды к уровню субъективной оценки факторов психосоматической дезадаптации;
3) коэффициента ценностных ориентаций (КЦ), определяемого отношением духовных ценностей, выбираемых респондентом, к витальным ценностям [2].
В таблице 1 знаком (+) обозначен высокий уровень выраженности данного фактора, знаком (-) – низкое его выраженность.
Приверженность субъекта определенному стилю означает, что он ориентируется на определенную часть условий деятельности и компонентов профессиональной среды, достигая при этом приемлемого для него результата.
Известно, что В.А. Толочек (2000 г.) в структурно-функциональной организации стиля выделяет три иерархических уровня пассивной и активной адаптации:
1) субъективно-удобные условия деятельности;
2) структуру (определенным образом взаимосвязанные компоненты деятельности);
3) тип организации деятельности.
Таблица 1. — Типология профессиональных стилей в зависимости от
успешности, эффективности адаптации и доминирующих ценностей
|
Шкалы |
Профессиональный стиль и |
|
Шкалы |
Профессиональный стиль и |
||||
Т |
Ус |
ЭΨ |
КЦ |
Т |
Ус |
ЭΨ |
КЦ |
||
1 |
+ |
+ |
+ |
Профессионально-успешные «идеалисты» (ориентирующиеся на |
5 |
- |
+ |
+ |
Малорезультативные «самоактуализирующиеся идеалисты» («вещь в себе») |
2 |
+ |
+ |
- |
Профессионально-успешные «материалисты» |
6 |
- |
+ |
- |
Ориентированные на удовольствия, а не на результат |
3 |
+ |
- |
+ |
Профессионально-успешные «изнуренные работой идеалисты» |
7 |
- |
- |
+ |
Неуспешные «несчастные идеалисты» |
4 |
+ |
- |
- |
Профессионально-успешные «выгорающие материалисты» |
8 |
- |
- |
- |
Неуспешные, дезадаптированные, недовольные жизнью работники |
Каждый из этих уровней может быть развернут через выражение составляющих общей эффективности (ЭS) деятельности, представленное нами ранее в виде формулы [1]:
ЭS = aЭ ЭЭ +aΨ ЭΨ+aс Эс +aк Эк
где ЭЭ, ЭΨ, Эс, Эк – оценка экономической, психологической, социальной и «клиенто-центрированной» составляющих эффективности; aэ, aΨ, aс, aк – весовые коэффициенты.
Выражение 16 возможных вариантов стилей в зависимости от выбираемых приоритетов составляющих эффективности деятельности, выбираемых работниками, приведены ниже в таблице 2. Отдельные составляющие эффективности рассматриваются нами как частные критерии профессиональной адаптации (или дезадаптации) при проявлении профессионализма человека.
Таблица 2. — Типология профессиональных стилей в зависимости от
составляющих эффективности профессиональной деятельности
|
Шкалы |
|
|
Шкалы |
|
||||||
Т |
ЭЭ |
ЭΨ |
ЭС |
ЭК |
Профессиональный стиль |
Т |
ЭЭ |
ЭΨ |
ЭС |
ЭК |
Профессиональный стиль |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
«Успешный деятель» «признанный профессионал» |
9 |
- |
+ |
+ |
+ |
Хорош для всего, кроме дела |
2 |
+ |
+ |
+ |
- |
Ориентируется на успех и удовольствие «здесь и сейчас», а завтра – «хоть потоп» |
10 |
- |
+ |
+ |
- |
Ориентируется на общение с коллегами и получение удовольствий, а клиенты для него — досадная помеха |
3 |
+ |
+ |
- |
+ |
Успешный «индивидуалист», неспособный к сотрудничеству |
11 |
- |
+ |
- |
+ |
Индивидуалист, все свое внимание и силы отдающий клиентам, даже если это не дает результата сегодня и раздражает коллег |
4 |
+ |
+ |
- |
- |
Ориентация на материальный успех при минимальных психологических усилиях |
12 |
- |
+ |
- |
- |
Ориентация исключительно на удовольствия и минимизацию собственных усилий |
5 |
+ |
- |
+ |
+ |
Успешный, но «выгорающий» деятель |
13 |
- |
- |
+ |
+ |
Все усилия — на общение с коллегами и клиентами, но эффект мал, а цена – велика |
6 |
+ |
- |
+ |
- |
«Коллективист», ориентирующийся на успех сегодня ценой больших собственных усилий |
14 |
- |
- |
+ |
- |
Все усилия затрачивает на адаптацию в коллективе, при общей низкой эффективности труда |
7 |
+ |
- |
- |
+ |
Индивидуалист, ориентированныйё на долгосрочный успех; подверженный «сгоранию» |
15 |
- |
- |
- |
+ |
Дезадаптирован, пытается проявить себя в «заигрывании» с клиентами |
8 |
+ |
- |
- |
- |
«Работник, ориентированный на получение материального успеха сегодня любой ценой |
16 |
- |
- |
- |
- |
Профессионал, неадаптировавшийся в условиях данной профессиональной среды |
Снижение того или иного частного показателя эффективности свидетельствует о двух обстоятельствах. С одной стороны — о проявлении профессиональной дезадаптациии человека, но лишь в рассматриваемом аспекте. С другой стороны –о проявлении индивидуального профессионального стиля, характеризующего результат профессиональной адаптации в целом.
Например, при объективно низкой выработке (ЭЭ), вызванной возрастным снижением ПВК, свидетельствующей о операционально-функциональной дезадаптации специалиста, человек может демонстрировать высокие показатели социальной (ЭС) или клиентоцентрированной (ЭК) составляющих, вносящих в общий вклад в общую эффективность предприятия, а значит, быть профессионально адаптированным. Лишь в случае устойчиво низкой эффективности по каждому из значимых для данного предприятия показателей следует говорить о неадаптированности работника к деятельности и условиям профсреды.
Интерес представляют и иные биполярные стили, определяющиеся ведущей мотивацией. Первый связан с ориентацией работника на выгоду как «здесь и сейчас», так и в будущем при высокой «цене» деятельности. Второй проявляется в ориентации человека на субъективно-удобную деятельность с выраженным стремлением к минимизации внутренних затрат, а также на благоприятную систему отношений в коллективе. Каждый из этих стилей представлен своей системой индивидуальных психологических качеств, среди которых ведущее место занимают отношения и ценности человека.
Нашей целью было дать концептуальное видение профессиональных стилей человека в зависимости от его жизненных и профессиональных приоритетов. Мы не ставили своей задачей дать подробное описание стилей и связанных с ними профессиональных характеров. В то же время, как показывает опыт исследований различных профессиональных деятельностей (управленцев, работников оптовой торговли и частного медицинского учреждения, педагогов школ) представленная типология стилей соответствует реальности. Наполнение предложенных профессиональных стилей конкретным описанием рассматривается нами как в качестве необходимой составляющей психологического анализа индивидуальных особенностей профессионализма.
Литература
- Дружилов С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности // Объединенный научный журнал, 2001, № 22. С.44-45.
- Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. – Новокузнецк, 2002. – 242 с.