Предисловие автора к второму изданию книги «Психология профессионализма»

 

Дружилов С.А. Психология профессионализма. Инженерно-психологический подход. 2-е изд., испр., доп. — Харьков: Гуманитарный Центр, 2017. — 360 с. (ISBN 978-617-7022-82-3) 

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

 

«Мир стареет в былых надеждах,
Но сегодня, как и вчера,
На плечах эту землю держат
И несут на себе Мастера!»

                           Роберт Рождественский, советский поэт

Часто приходится слышать о том, что нужны профессионалы (на производстве, на транспорте, в медицине, в управлении и т. д.). А что такое профессионал и чем отличается профессионал от непрофессионала, как его создать – вопрос, на который нет однозначного ответа. Уже на бытовом исходят из понимание того, профессионал, в отличие от дилетанта или «любителя» (непрофессионала) выполняет свою работу качественно, является мастером своего дела. Актуальным являются и вопросы формирования профессионализма человека, защиты от профессиональных деформаций, сохранения профессионального здоровья и профессионального долголетия.

В последние годы на смену представлению о выборе человеком какой-то одной профессии и реализации себя в ней приходит идея полипрофессионализма. Ее апологеты считают, что в новых условиях (глобализации и постиндустриального общества) понимание профессионализма включает в себя способность к профессиональной мобильности в соответствие с меняющимися социальными потребностями. Идея «полипрофессионализма» предстает как освоение человеком в течение его жизни не одной, а нескольких профессий. Считается нормой неоднократное (5–7 раз и более; по другим источникам через 2–3 года) добровольное изменение людьми характера их профессиональной деятельности (изменение специальности, профессии, места работы и т.д.). Предполагается, что так сотрудник будет наращивать свою личностную и профессиональную компетенцию, и, как следствие, увеличивает свою мобильность и успешность на рынке труда. Под эту идею – многократной смены профессий, – предполагается строить систему подготовки студентов в вузах, а также систему дополнительного образования. Нам представляется, что «полипрофессиональный» подход можно отнести лишь к относительно простым видам трудовых занятий, не требующих длительного обучения и периода профессионального становления. Либо – к смене специальности внутри профессии. Но и в этом случае возникает проблема репрофессионализации – а это достаточно длительный и сложный процесс.

Объективные изменения в обществе происходящие в последние годы, возникновение новой (социально-экономической, технической и информационной) реальности, не могли не повлиять на воззрения о профессиональной деятельности, профессионалах и профессионализме. Для автора это стало важнейшей причиной подготовки второго, исправленного и дополненного, издания книги.

Поступательное развитие любого общества возможно лишь в том случае, если его основу будут составлять профессионалы. Практическая задача воспитания профессионалов и оказание им помощи в достижении вершин профессионального мастерства стоит перед человечеством на протяжение всей его истории. Каждая эпоха уже имела унаследованные от прошлых поколений и предлагала свои способы подготовки профессионалов. В сложившейся с ситуации, характеризующейся попытками преодоления кризисных явлений в экономике, задача подготовки профессионалов для основных сфер деятельности приобрело особую актуальность.

В то же время мы все чаще сталкиваемся с проявлением профессиональной некомпетентности или непрофессионализма, охватывающего все более широкие сферы жизни человека. Одной из причин этого стало снижение уровня подготовки в вузах, переход от формирования специалистов к подготовке бакалавров. Низкие стартовые возможности затрудняют последующее профессиональное развитие субъекта труда, достижение человеком высот профессионализма. Имеет место депрофессионализация, которой подвергаются не только отдельные люди, но и целые трудовые коллективы и подразделения (производственные, сервисные, обучающие и др.) организаций, предприятий и учреждений.

Стремительный технический прогресс, сопровождающийся широким внедрением информационных технологий, систем автоматизации, повсеместная компьютеризация, – все это привело к существенному изменению не только характера труда людей, но и их жизни в целом. Новая, технически и информационно насыщенная реальность воспринимается как нечто сущее, влияющее на все виды деятельности человека (профессиональной и непрофессиональной).

Новая реальность привела к изменению требований к работнику: упростились его исполнительные действия; компьютерная техника избавила от необходимости поиска и обработки информации; предоставляя алгоритмы для шаблонных решений избавила от необходимости их обдумывания; снизила необходимость в понимании происходящих явлений и процессов, взаимосвязей между ними.

Это в полной мере относится и к сложным, профессиональным видам деятельности, и, – еще в большей степени, – к достаточно простым, непрофессиональным, видам деятельности (обозначаемым в книге как «трудовые занятия»), не требующих длительной профессиональной подготовки. Необходимо признать высокую значимость трудовых занятий, составляющих основу жизнеспособности и жизнедеятельности человека. Именно для таких видов трудовой деятельности «профессионализм» является метафорой достижения человеком высшего мастерства в своем деле. Процитируем в связи с этим фрагмент стихотворения «Молодому мастеру», советского поэта Михаила Дудина (1916-1993 г.):

«Талант, отпущенный по смете, наполнить действием пора / Наполнить действием пора / Все совершенное на свете / Изготовляют мастера»

Основным предметом рассмотрения в книге является профессионализм человека, достигаемый и реализуемый им в профессиональной деятельности – в рамках профессии. Профессии же выкристаллизовываются в результате разделения труда. Любая профессия – это занятие, которому нужно специально учиться, овладевая комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков. Профессиональная деятельность является сложной (объективная сложность) и трудной (субъективная сложность) для освоения и выполнения.

В условиях высокой степени автоматизации и компьютеризации исполнительные действия специалиста, выполняющего сложную профессиональную деятельность, уходят на второй план, их доля не велика, по сравнению с внутренними (психическими) процессами умственной переработки информации, планирования. Такая деятельность подобна деятельности шахматиста, в которой немногочисленные действия (ходы шахматными фигурами) являются второстепенными элементами и по сравнению с предшествующим им мыслительным процессом.

В последнее десятилетие, как отмечают А.Н. Костин и Ю.Я. Голиков, происходит значительное усложнение различных видов профессиональной деятельности по управлению техническими объектами. При этом объективная сложность (сложность профессиональных функций) характеризуется доминированием не исполнительных, а поисково-аналитических процессов [Костин А.Н., Голиков Ю.Я. Организационно-процессуальный анализ психической регуляции сложной деятельности.  М.: Изд-во ИП РАН, 2014].

Любая сложная профессиональная деятельность в современных условиях имеет психологическое подобие с деятельность операторов по управлению сложной техникой. Поэтому не только при управлении техническими объектами (в операторских профессиях), но и в других профессиях сложность деятельности определяется соотношением между стандартными и непредвиденными ситуациями, а также степенью неопределенности последних.

Понимаемая в таком смысле профессиональная деятельность имеет черты операторской, хорошо изученной в инженерной психологии применительно к системам «человек-техника»; там же наработан обширный теоретический, методический арсенал, методический арсенал. Возникновение новой, информационно и технически насыщенной реальности приводит к расширению сферы и возможностей применения предлагаемого в книге подхода.

Профессионализм рассматривается в книге как особое свойство человека систематически, эффективно, качественно и надежно выполнять сложную (профессиональную) деятельность. Профессионализм человека – это не только достижение им высоких производственных показателей. но и особенности его профессиональной мотивации, системы его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда – того, что составляет профессиональное самосознание.

В процессе работы над вторым изданием книги в текст не только внесены отдельные правки и уточнения,  представлено современное видение рассматриваемого предмета с учетом появившихся новых публикаций, но и добавлен новый материал, отсутствовавший в первом издании.

В результате работы над вторым изданием книги в текст были не только внесены отдельные правки и уточнения, но добавлен новый материал, отсутствовавший в первом издании. В главу «Психологическая оценка профессионализма» добавлены отдельные параграфы, в которых рассматриваются стадии профессиональной компетентности, самосознание и уровни профессионализма. Введена отдельная глава «Профессиональные деформации и деструкции как следствие искажения психологических моделей профессии и деятельности», включающая 5 параграфов.

В главе рассматривается ряд тем: профессиональное здоровье человека; психологические аспекты профессиональной адаптации; влияние информационной среды на модель мира человека. Психические состояния человека в труде анализируются в качестве следствия особенностей выполняемой деятельности. Кроме профессиональных деформаций рассматриваются профессиональные деструкции: моббинг в коллективе, профессиональный маргинализм, псевдопрофессионализм, индивидуальная и групповая депрофессионализация.

Общепризнанным является понимание того, что профессионализм имеет уровни, периоды, фазы (стадии) развития, циклы.

В связи с цитируемыми нами выше словами поэтов о Мастерстве, обратим внимание читателя, что исследователи (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер), выделяя ряд последовательных стадии профессионального развития человека, рассматривают стадию профессионального мастерства как высшую стадию периода профессиональной реализации, выше которой, может быть, по Е.А. Климову, еще стадия наставника (см. Главу 2, п. 2.3).

В главе 7 (см. п.7.2) книги предложено рассматривать три основных уровня профессионализма: начальный («учебный»); средний («основной»); высший («оптимальный», или, иначе, уровень «добротного профессионала»). Дополнительный, качественно более высокий уровень, связанный с выходом за пределы деятельности «добротного профессионала», обозначен нами как «уровень мастерства».

Поэтому завершим введение к книге о психологии профессионализма полным текстом стихотворения Роберта Рождественского «О мастерах»:

Мир стареет в былых надеждах,
Но сегодня, как и вчера,
На плечах эту землю держат
И несут на себе Мастера!

Мастера, профессионалы –
Те, что в жизни познать смогли
Щедрость камня, душу металла,
Свежесть формулы, нрав земли.

Мастера, мастаки, умельцы,
Постигающие до глубин
Механизм станка или сердца,
Ход смычка или гул турбин.

Руки вещие простирая
К перекрёсткам звёздных миров,
Время движется Мастерами
И надеется на Мастеров.

К ним взывает нощно и денно.
Только — дьявол её возьми! –
Приблизительность овладела
Торопящимися людьми.

Что-то - учат, о чём-то - знают,
В общем – сеют, в среднем – стригут,
Приблизительно — объясняют,
Относительно — берегут.

Приблизительное уменье –
Как сварганенный наспех дом:
Если даже не мстит немедля,
То обрушивается потом,

Откликается после жёстко,
Все порывы сводит на нет.
Мир погибнет не от обжорства,
Не от козней чужих планет,

Не от засух, не от морозов,
Не от ядерных сверхатак –
Он погибнет, поверив в лозунг
Добродушный: «Сойдёт и так!»

Расползающееся в атмосфере
Из квартир, контор и дворов
Громовое «А нам до фени!» 
Наступает на Мастеров.

А они стоят, будто крепости,
В правоте своего труда.
И не могут иначе, и требуются.
Срочно! Спешно! Всюду! Всегда!

volzsky.ru-v-volzhskom-proydet-vecher-pamyati-roberta-rozhdestvenskogo

Добавить комментарий