Энтропийный подход к анализу становления и развития профессионализма (из книги «Психология профессионализма)

Энтропийный подход к анализу
становления и развития профессионализма

(материал из книги: Дружилов С.А. Психология профессионализма. Инженерно-психологический подход. – Харьков, 2011).

Ключевые слова: энтропия процесса, информационное взаимодействие, кривые обучения, стратегии деятельности, колебания, снятие неопределенности, неравновесные связи, стохастичность, экстенсивное развитие системы, интенсивное развитие, стагнация профессионализма, деградация.

О принципиальной возможности применения энтропийных характеристик наряду с другими методами анализа трудовых процессов писал в1966 г. Г. М. Зараковский [Зараковский, 1966]. В инженерной психологии известны примеры продуктивного применения энтропийных методов исследования процессов информационного взаимодействия человека и машины [Смирнов, 1975; Шеридан, Феррел, 1980]. Изменение энтропии рассматривается как мера количества информации, вносимой человеком в управляемый процесс [Ахутин, 1974].

А. И. Галактионов и В. Н. Янушкин на основе экспериментальных данных показали, что в начале формирования новой частной структуры деятельности характерны большие разбросы ее показателей. Разбросы постепенно уменьшаются с обучением оператора и затем становятся
постоянными [Галактонов, Янушкин, 1981; 1988].

Ю. Я. Голиков и А. Н. Костин также на экспериментальном материале показали, что если построить кривые обучения для типовых задач, то «вид зависимостей конкретных реализаций процесса обучения становится заметно немонотонным» [Голиков, Костин, 1985, с. 193]. Отмечается, что «принципиальное существование подъемов и спадов показателя уровне подготовленности кривой обучения очень существенно и отражает содержание микроструктуры процесса обучения» [там же, с. 191]. При этом подчеркивается, что «временное ухудшение обученности свидетельствует не об угасании навыка, а о переходе выполнения режима на более высокий, более сложный уровень» [там же, с. 192]. Исследователи отмечают, что по мере освоения деятельностью снижается степень неопределенности в способах ее выполнения и связывают это с процессами накопления знаний об объекте, режимах его функционирования, особенностях среды.

Существование аналогичного эффекта в обучении В. Ф. Венда объясняет переходом оператора на новую стратегию выполнения деятельности, когда каждая последующая стратегия является более детализированной по сравнению с предыдущей [Венда, 1980]. В модели обучения Ю. Я. Голикова и А. Н. Костина переход на новую стратегию соответствует выполнению оператором дополнительных операций [Голиков, Костин, 1985].

Отметим, что И. Пригожин, Нобелевский лауреат (1977 г.) по термодинамике, теоретически доказал и экспериментально подтвердил, что энтропия колебательного режима меньше, чем энтропия «среднетраекторного» (монотонного) процесса [Николис, Пригожин, 1994], следовательно, автоколебательный процесс является более устойчивым независимо от его физической природы.

Это подтверждают и психологи. М. А. Дмитриева отмечает, что самые первые шаги новичка на профессиональном пути сопровождаются высокой неопределенностью, дефицитом информации и соответствующим напряжением [Дмитриева, 1991]. Е. А. Климов пишет о том, что условием устойчивости психической целостности является автоколебательный процесс соответствующей системы – некоторый «психологический маятник», обеспечивающий нечто вроде сканирования, обследования возможностей, открывающихся в том пространстве, которое Ф. Е. Василюк называет «жизненным миром» этой системы [Василюк, 1984]. Е. А. Климов считает, что «процесс внутреннего колебания, во-первых, должен быть предметом рассмотрения во всех случаях обращения с людьми (будь то образование или управление персоналом организации), во-вторых, упорядоченное колебание есть условие устойчивости системы» [Климов, 2001, с. 64]. А. И. Худяков в качестве одного из важнейших принципов построения обобщенного образа рассматривал принцип снятия неопределенности между представлением о внешнем мире и поступающей о нем актуальной информацией [Худяков, 2001].

В. Д. Балин отмечает наличие неравновесных связей в системе как на условие развития системы путем ее самоорганизации [Балин, 2002]. Он пишет, что сильно неравновесные связи являются непременным условием самоорганизации, но и самоорганизация, в свою очередь, изменяет смысл связей. Сильно неравновесные системы становятся чувствительными к слабым воздействиям. Отметим, что И. Пригожин также указывал, что неравновесность, стохастичность предполагает эволюцию системы, т.е. возможность ее развития по определенным законам, что приводит, в конечном счете, к развитию системы [Пригожин, Стенгерс, 1994].

В качестве причин стохастичности деятельности мы рассматриваем наличие внутренних и внешних факторов неопределенности состояний человеко-технической системы. К ним относится и стохастичность состояний специалиста в процессе деятельности, и некоторая стохастичность состояний средств деятельности, и вероятностный характер воздействий возмущений со стороны внешней среды.

В человеко-технических системах специалист-оператор как активный элемент системы, делающий ее целенаправленной, способен изменить в некоторых пределах энтропию системы (свойство негентропийности сложных систем) [Дубровский, Щедровицкий, 1971]. В исследованиях В. Н. Бринзы с соавторами [Бринза, 1983] отмечается, что психологическая нагрузка на оператора определяется числом неупорядоченных связей между потенциально возможными действиями и операциями. Авторы связывают снижение нагрузки с упорядочением деятельности, которое равно уменьшению энтропии (S) во времени (t), что математически выражается как отрицательная производная (dS/dt < 0).

Б. Н. Рыжов рассматривает методологические подходы к рассмотрению энтропийных характеристик состояния системы, а также принципы анализа деятельности как процесса системообразования [Рыжов, 1999]. Им было показано, что любая система имеет ряд статических характеристик, в том числе первичных, под которыми понимается ее объем, или количество составляющих ее элементов (n), и сложность системы (C). Под сложностью понимается сумма всех связей между ее элементами. Исследователь предложил простой метод расчета первичных статических характеристик системы, а на их основе – оценку энтропии системы. Энтропия системы (S) в зависимости от числа элементов системы и числа значимых связей в ней рассчитывается по следующей формуле:

S = 1 –2C/ n(n – 1).

Автор обосновал, что в общем случае при больших объемах системы (когда n → ∞) «энтропия системы (S) изменяется пропорционально квадрату числа составляющих ее элементов и обратно пропорционально удвоенной величине ее сложности» [там же, с. 79]. На разнообразных примерах (из области физических, социальных, биологических и др. систем) было показано, что при интенсивном развитии любой системы (характеризующейся ростом числа элементов и ее сложности, проявляющейся в увеличении числа связей между образующих систему элементов), ее энтропия уменьшается.

Мы считаем возможным применить энтропийный метод для анализа психологической структуры деятельности (ПСД), предложенной А. И. Галактионовым и В. Н. Янушкиным. Исследователи на основе анализа кривых обучаемости показали, что в результате приобретения опыта оператор-технолог формирует несколько частных психологических подмоделей. Выявлено три основных рабочих подмодели ПСД (технологическая, функциональная и информационная), с помощью которых специалист может с достаточно высокой надежностью решать все известные и незнакомые ему задачи по анализу сложных производственно-технологических ситуаций [Галактионов, Янушкин, 1988]. Кроме того, на более высоких концептуальных уровнях деятельности оператор формирует еще две вспомогательные частные ПСД (алгоритмическую и образную), которые он использует для быстрой оценки сложившейся ситуации

Каждая из подмоделей описывается совокупностью образующих ее компонентов, находящихся в определенной взаимосвязи, что может быть представлено в виде соответствующих корреляционных плеяд. Разные фазы профессионализации человека характеризуются разным составом и структурой связей элементов, образующих каждую из подмоделей.

Для каждой из частных подмоделей рассчитываются корреляционные плеяды, в состав которых входят конкретные ПВК, в также мотивационные и личностные характеристики профессионала. В качестве системообразующего фактора принимается показатель эффективности профессиональной деятельности; при этом корреляционную связь других факторов с показателем эффективности считаем значимым для рассматриваемой системы. На временном промежутке (t), т.е. в динамике развития профессионала, происходит изменение состава элементов (dn/dt) и сложности структуры (dC/dt), характеризующейся числом значимых связей в корреляционной плеяде; соответственно, нарастает или убывает энтропия (dS/dt), характеризующая данную систему.

Если число освоенных человеком психических подмоделей деятельности (а также элементов, входящих в каждую из них), увеличивается, сложность их взаимосвязей (интеграция) и теснота связей с показателем эффективности — возрастает, а энтропия – снижается, то можно с определенностью говорить о развитии индивидуального профессионализма как целостной психической системы. И наоборот, уменьшение числа освоенных элементов (подмоделей) концептуальной модели деятельности при одновременном уменьшении сложности взаимосвязей между этими элементами, в том числе разрушении значимых корреляционных связей с показателем эффективности, сопровождающееся увеличением энтропии, свидетельствует о разрушении психологической структуры деятельности и, соответственно, о депрофессионализации человека. При этом возможны следующие варианты.

Экстенсивное развитие. На начальной стадии формирования профессионализма, – по мере интериоризации и осознания «нормативных» характеристик деятельности, – увеличивается число элементов (dn / dt > 0), входящих в состав той или иной подмоделей ПСД при относительно слабой связи (dC / dt > 0) между ними. Некоторые из дополнительных элементов, включаемых субъектом на этом этапе развития в состав соответствующей подмодели, возможно, являются избыточными и в последующем не войдут в структуру модели. Добавление в систему новых элементов сопровождается привнесением в нее несущественных связей (рисунок 1), число которых не превышает удельное количество связей, приходящихся на каждый элемент системы до ее изменения. Сложность соответствующей подмодели деятельности возрастает, но она становится более «рыхлой», аморфной, не способной адекватно реагировать на неожиданные внешние возмущения. Энтропия такой системы возрастает (dS / dt < 0). Все это свидетельствует об «экстенсивном развитии» профессионализма как системного образования. Профессиональная деятельность на этом этапе развития характеризуется неустойчивостью характеристик, колебательными процессами.

 

а)  Исходное состояние                              б) Конечное состояние

n = 4; c = 4; S = 0.33                                    n = 5; c = 5; S = 0.5

Рисунок 1 – Иллюстрация экстенсивного развития системы
при увеличении числа ее элементов

Переход от одной стадии профессионализма к другой сопровождается «поисковой» активностью, внешне выражающейся в повышенной дисперсии показателей деятельности, их колебаниях. В концепции профессионализма как психологического синдрома это характеризуется включением положительной внутренней обратной связи. Поисковая активность рассматривается как необходимая предпосылка интенсивного развития профессионализма человека.

Интенсивное развитие. По мере формирования навыков деятельности происходит своеобразная «фильтрация» включенных ранее новых элементов: отбраковка тех из них, которые не являются необходимыми для обеспечения деятельности и включение в общую структуру связей элементов, значимых для деятельности на данном этапе ее развития. Новая подструктура психологической системы деятельности в целом характеризуется ростом числа элементов (dn/dt >0) и ее сложности (dC / dt >  0), проявляющейся в увеличении числа связей между образующих систему элементов, ее энтропия уменьшается (dS / dt < 0).

Это возможно в двух случаях. 1) Если вносимый в систему новый элемент имеет большее число связей с другими элементами (рисунок 2), чем в среднем было у каждого элемента до ее изменения. 2) Если добавляемые новым элементом (или элементами) связи носят существенный характер, значительно снижая число опосредованных связей. В этом случае изменения, характеризующие изменение как деятельности и самого профессионала, свидетельствуют об «интенсивном развитии» профессионализма как системного образования. Деятельность приобретает устойчивый, стабильный характер, колебательные процессы, свойственные более раннему ее этапу, затухают либо приобретают характер устойчивых автоколебаний с малой амплитудой.

 

а)  Исходное состояние                              б) Конечное состояние

n = 4; c = 4; S = 0.33                                    n = 4; c = 4; S = 0.33

Рисунок 2 – Иллюстрация интенсивного развития системы
при увеличении числа ее элементов

Стагнация профессионализма. Для данного этапа характерно «накопление» числа элементов, составляющих систему (dn /dt > 0). Многие из них являются следствием опыта достижений и неудач (собственного и обобщенного), отражающего реалии конкретных ситуаций, но некритично распространяемого затем на любые профессиональные задачи. Человек не осознает необходимости связей между элементами. При стагнации в структуре сохраняются лишь старые связи, часть из которых начинает разрываться в виду отсутствия потребности в их актуализации (dC / dt ≤ 0). Возможным вариантом является включение новых элементов в систему путем разрыва старых, существенных связей (рисунок 3).

                                             а)  Исходное состояние                              б) Конечное состояние

n = 4; c = 4; S = 0.33                                    n = 5; c = 4; S = 0.6

Рисунок 3 – Иллюстрация стагнации системы, происходящей
несмотря на увеличение числа ее элементов

Энтропийный подход приводит к выводу о том, что стагнация профессионализма человека не может продолжаться долгое время. Причина тому в ускоренно идущем при этом типе профессиональных изменений процессе увеличения энтропии (dS / dt > 0), чьи темпы значительно опережают рост энтропии при экстенсивном развитии [Рыжов, 1999]. Результатом быстрого накопления энтропии становится неизбежный дисбаланс процессов взаимодействия с профессиональной средой.

Деградация профессионализма (рисунок 4). Главной отличительной особенностью профессиональной деградации (понимаемой как постепенное вырождение, распад профессионализма, движение назад) является сокращение числа элементов (dn /dt < 0), образующих частные подмодели ПСД (технологическую, функциональную и информационную).

Сокращается и число значимых связей между элементами в указанных подсистемах (dC / dt < 0) при одновременном возрастании энтропии (dS / dt > 0) рассматриваемой системы деятельности.

При профессиональной деградации главная роль принадлежит процессам, происходящим внутри человека-профессионала, а его взаимодействие с профессиональной средой имеет второстепенный, подчиненный характер.

            а)  Исходное состояние                  б) Конечное состояние

                      n = 5; c = 8; S = 0.2                           n = 4; c = 4; S = 0.33

Рисунок 4 – Иллюстрация деградации  как процесса,
обратного интенсивному развитию системы

Энтропийный подход, по сути, опровергает распространенную точку зрения [Зеер, Сыманюк, 2005], согласно которой профессиональная стагнация человека может продолжаться многие годы. Согласно известному из теории систем «постулату развития» [Дружилов, 2005; Карташов, 1995], длительное существование системы невозможно без ее развития. Если система не развивается, то она деградирует – разрушается.

Отсюда вытекает закономерный вывод: профессионализм как системное образование, присущее человеку-профессионалу, не может долгое время находиться в состоянии застоя; стагнация неизбежно приводит к деградации профессионализма, включая все его проявления, как на уровне характеристик субъекта деятельности и личности, так и на уровне показателей деятельности.

Энтропийный подход оказывается полезным при анализе развития профессионально-важных качеств (ПВК) человека. Проведенный нами анализ корреляционных плеяд, полученных В. Д. Шадриковым при изучении подсистемы ПВК [Шадриков, 1982, с. 106-107] показал, что у подгрупп испытуемых, характеризующихся более высокими показателями качества и производительности профессиональной деятельности, корреляционные плеяды отличаются как большим объемом (числом элементов), так и большой сложностью (большим числом связей). Элементарный расчет показал, что энтропия подсистемы ПВК для этих подгрупп оказывается ниже, чем энтропия подсистемы ПВК для подгрупп испытуемых с низкой производительностью и качеством труда. К аналогичным выводам привел нас энтропийный анализ изменений структурограммы значимых корреляционных связей учебно-важных качеств (УВК) в течение учебного года, зафиксированных В. Д. Шадриковым при изучении способностей человека [Шадриков, 1997, с. 157].

Энтропийный подход оказывается действенным не только при анализе развития профессиональной деятельности, но и при изучении развитии личности профессионала. М. Н. Миронова, опираясь на шкалу личностных смыслов, разработанную Б. С. Братусем [Братусь, 1990], предложила энтропийную модель развития личности. Исследователь использует понятие негэнтропия как меры реализации имеющихся у человека внутренних ресурсов. Негэнтропия рассматривается автором как универсальное свойство личности, характеризующее ее способность противостоять разрушениям; как мера возможности реализации потенций, заложенная в человеке; как мера созидательности, конструктивного влияния на окружающих людей [Миронова, 1998]. Автор выделяет на жизненном пути человека фазы кризисов и фазы стабильности. В фазах стабильного развития личность выполняет антиэнтропийную функцию. В фазах кризисов личность становится источником энтропии, несет в себе интенцию (от лат. intentio – стремление) к разрушению. Во внутреннем плане – это разрушение прежних, смысловых образований, что необходимо для создания новых; это — изменение степени присвоения прежних смысловых уровней. Во внешнем плане антиэнтропийная функция может проявляться во временном разрушительном влиянии человека на окружающих людей.

*  *  *

Таким образом, энтропийный подход, с одной стороны, дает возможность, совместно с трансформационной теорией В. Ф. Венды,  объяснить процесс уточнения концептуальной модели профессиональной деятельности. С другой стороны, применение энтропийного подхода позволяет понять ( и использовать !) механизмы развития профессионализма человека, являющегося сложных системным компонентом («новообразованием») психики человека.

 

Добавить комментарий