ТРАГЕДИЯ РОССИЙСКОЙ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ЭПОХУ РЕФОРМ: Горькая чаша выпита еще не до дна?

ТРАГЕДИЯ РОССИЙСКОЙ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ЭПОХУ РЕФОРМ: Горькая чаша выпита еще не до дна? - отрывки из книги.
ДляТрагедия российской вузовской интеллигенции просмотра книги на сайте AMAZON кликните на ее название, приведенное ниже:
 Д
ружилов С.А.   Трагедия российской университетской интеллигенции в эпоху реформ: Горькая чаша выпита еще не до дна?
— Limburg: Alfabook, 2012. — 288 с.  

А эта ссылка на сайте интернет-магазина Амазон-Россия, более доступного для россиян
(кликните на название книги, приведенное  ниже)
:
 Сергей Дружилов   Трагедия российской университетской интеллигенции в эпоху реформ: Горькая чаша выпита еще не до дна?

Предисловие автора

 Эта книга – о трагедии современной образовательной культуры России, о трагедии ее носителей, – людей, делом жизни которых было сохранение, развитие и передача научно-обоснованных профессиональных знаний и традиций, воспроизводство образованных людей. Речь идет о социально-психологических проблемах преподавателей высшей школы, с которыми многие из них столкнуться уже в ближайшее время.

Но это проблема и многих других специалистов, которые, несмотря на их образование, квалификацию, профессиональный опыт, оказались невостребованными в современном обществе. Многим придется выживать в новых условиях. Замысел этой книги возник, когда я заканчивал писать книгу о психологии выживания личности (Дружилов С.А. Психология выживания в современномПсихология выживания мире. – Харьков: Гуманитарный Центр, 2012. – 300 с.). Тогда стало понятно, что проблема психологического выживания научно-педагогической и технической интеллигенции настолько объемна, что требует рассмотрения в отдельной книге.

Разрушение отечественного производства в 1990-е годы, деиндустриализация страны привела к тому, что многие специалисты (инженеры-эксплуатационники, технологи, проектировщики и др.) невостребованными. А теперь, среди множества испытаний, через которые приходит наша страна за последние двадцать лет, особняком стоит надвигающаяся безработица преподавателей вузов.

Потеря работы для человека, успешно работавшего большую часть жизни и имеющего соответствующее образование и квалификацию – это жизненный кризис, сопровождающийся психологическим стрессом.

Официальное объяснение предстоящему уменьшению численности преподавателей весьма простое – демографический кризис. Мало стало в стране подростков и молодежи. Продвигаются к окончанию школы малолюдные поколения – значит, мало будет студентов. Говорится о том, что учить теперь нужно иначе: специалистов с пятилетним обучением в вузе – не будет, а бакалавры будут учиться четыре года. Да и много ли нужно этих бакалавров, непонятных для наших работодателей, и кому они нужны в «скукожившемся» хозяйстве страны? А до магистратуры и не всякий студент дойдет.

Простота объяснения не делает ситуацию менее драматичной. Интеллигенция уже много испытала по части безработицы, падения доходов подобных унижений и за первые советские годы, и за постсоветский период. Значит, горькая чаша выпита еще не до дна?

Вот и получается, что из-за демографической ямы 1990-х и перехода на уровневую (Болонскую) систему обучения каждый четвертый (если не третий) преподаватель вуза в ближайшие годы останется без работы.

Это одна сторона, отражающая официальную версию событий. Но она не единственная. Действительно, проблема демографии есть, и она «бьют» по высшей школе сразу с двух сторон: «сверху» и «снизу».

Сверху «давит» процесс старения и естественной убыли в профессорско-преподавательском корпусе. А отсюда – проблемы и «воспроизводства» преподавательских кадров, и профессионализма молодого поколения преподавателей, и социально-психологические конфликты на кафедрах.

Снизу – «демографическая яма», выхода из которой пока не видно. С ней связана проблема снижения количества абитуриентов, которая сопровождается падением качества их подготовленности к учебе в вузе (уже в полной мере проявляются последствия ЕГЭ), и мотивации студентов: «А что мне делать с дипломом вуза дальше?». А это уже – комплекс проблем.

Негативные ее последствия демографии тоже возникли не «вдруг». О не проблемах воспроизводства научно-педагогических кадров говорится давно, этом писал в своих статьях и автор этой книги. И на «грабли» с «демографической ямой» уже наступали: вспомним эпопею сначала с закрытием и продажей детсадов – а потом с их резкой нехваткой. Теперь «яма» сдвинулась на возраст окончания школы – но «детсадовским» путем проблему вузов не решишь! И проблема «застоя» в вузах, и несоответствие количества (и качества) выпускаемых специалистов потребностям рынка труда возникли не сегодня. Но результаты государственных аккредитаций вузов констатировали: «Все в порядке!». А тем временем реформы идут, – каким-то своим путем. И пролегает он через судьбы людей.

«Вдоль дороги всё не так, а в конце подавно…» (В. Высоцкий).

В книге показано, что проблема кризиса отечественной системы высшего образования имеет глубокие исторические корни. В.С. Ключевский писал «Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий». И вот теперь мы имеем то, что имеем. А в заложниках нынешнего реформирования оказалось множество преподавателей вузов.

Чтобы проследить исторические вехи развития отечественной высшей школы, пришлось обратиться к исторической и аналитической литературе, документам. Какие-то факты и иллюстрирующие их статистические показатели даются развернуто, какие-то – кратко: это связано и с ограничением объема книги, и, конечно, с авторской позицией. Период истории высшей школы, начиная с «застоя», последовавшей за ним «перестройки» и далее проживался автором, преподавателем вуза, как очевидцем и даже участником событий.

«…И из собственной судьбы я выдергивал по нитке» (Б. Окуджава).

В конце книги приводится достаточно обширный библиографический список используемых источников. Это позволяет заинтересованному читателю углубить свои знания по заинтересовавшим его моментам и уточнит собственную позицию.

За текучкой повседневных преподавательских дел, лекций и семинаров, лабораторных занятий и курсовых работ мы порой не видим ситуацию в ее полноте, свое место в ней. Нас давит рутина оформления кипы бумаг в виде новых учебных планов и программ – то, что преподаватели кафедр называют «ахинеей третьего поколения». В суете и кафедральных дрязгах последних лет мы порой не замечаем, что действительность изменилась так кардинально, что наши былые планы на будущее уже рассыпались.

Неразумно проводимые реформы образования усугубляются экономическим кризисом. На этом фоне обостряются социально-психологические проблемы в коллективе, которые могут стать «спусковым крючком в катапульте» и привести к потере работы.

Книга дает возможность работающему преподавателю взглянуть со стороны на ситуацию в вузе и в образовании в целом – и на свое место в ней. Подумать над тем, что его ждет, каковы возможные варианты изменений на кафедре и в вузе и построить свою стратегию с учетом психологической «цены».

Преподавателю, находящемуся «на грани», книга поможет сделать верный выбор в критической ситуации, представлять дальнейшее ее развитие, сохранить себя и выстроить конструктивное поведение.

Преподавателю вуза, уже потерявшему работу, книга даст не только необходимую юридическую информацию, но и поможет нормализовать свое психическое состояние при личностном кризисе, справиться со стрессом, обрести себя в новых условиях – и сделать первые шаги к новой цели.

Человеку, оставшемуся без работы, Законом гарантируются определенные права, но возникают и некоторые обязанности. В книге дается необходимая правовая информация, позволяющая Вам вести поиск работы и регулировать свой трудовой статус в соответствие с Вашими интересами.

Человек, потерявший работу, «выпадает» из устойчивой и привычной ему повседневности. «Выбитый из орбиты мир» (по образному выражению М.К. Мамардашвили) провоцирует у человека состояние растерянности, что способствует кризису ценностных ориентаций. Поэтому большое внимание в книге уделено психологическим аспектам преодоления личностного кризиса. Книга ориентирует не только на стратегии выбора новой жизненной траектории, но и дает ряд тактических рекомендаций для ее осуществления.

В Приложении приведены два психологических Опросника. Первый из них позволит читателю самостоятельно провести оценку свалившихся на него проблем, определить, в какой степени они угрожаю возникновением стресса с тяжелыми последствиями для здоровья. А предупрежден – значит, вооружен!

Второй Опросник позволит читателю самостоятельно определить уровень депрессии – как степень выраженности депрессивных симптомов.

 

 

 

strong

Добавить комментарий