Потенциал личности

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА В НОВОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Ссылка для цитирования статьи:   Дружилов С.А. Проблемы развития личностного потенциала в новой технической и информационной реальности // ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ: КОМПЛЕКСНАЯ ПРОБЛЕМА: материалы Восьмой Междунар. конф.  5 июня 2009 г. / Отв. В.Н. Косырев. Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов: ИД «ТГУ им. Г.Р. Державина», 2009. С. 47-52.

 Развитие личностного потенциала (в том числе и индивидуального ресурса профессионального развития [1]), как и развитие личности в целом (в том числе профессионала [2]) не может рассматриваться вне конкретного социально-экономического контекста. Возникновение новой реальности влечет за собой и новые условия формирования и развития личности.

Человек создает «вторую природу», искусственную, техническую и технологическую реальность (техносферу). В горизонте внешнего мира (по Ю. Хабермасу – одного из трех «основных миров», наряду с социальным и внутренним миром) техническая, информационно насыщенная, реальность уже воспринимается как нечто сущее, влияющее на жизнь и деятельность человека.

Б. И. Кудрин (1993 г.) выдвинул идею философско-технических оснований третьей картины мира и новой науки о закономерностях развития техники – технетики. Техника, являющаяся творением человеческого разума, по мере ее усложнения и распространения, наделяется определенной «самостоятельность» и способностью к «саморазвитию», изменяя жизнь человека, но вместе с тем все более настойчиво предъявляющая свои требования к нему. Приверженцы технетики (В. И. Гнатюк, 2005 и др.) отмечают, что техническая реальность уже в значительной степени обеспечивает не потребности человека, а свои собственные; при этом та ее часть, которая «работает на себя», нарастает и интеллектуализируется гораздо более высокими темпами, чем та, которая «работает на человека». Специалисты по проблемам глобализации приходят к выводу, что хотим мы или нет, но «мы живем в этой новой реальности, которая поддается познанию хуже, чем привычный и поэтому комфортный “старый мир”, – в который, как обычно, уже нет и никогда не будет возврата» [3, с. 15].

На рубеже 90-х годов XX века резко усиливающееся влияние информации на жизнь человека привело к необходимости выделения еще одной стороны «второй природы» – информационной. То, что сейчас XXI век называют «информационным», отражает реальные тенденции, проявляющиеся в планетарном масштабе. Информационная среда, как часть новой реальности, является одним из важнейших атрибутов и факторов развития как социума в целом, так и каждого отдельного человека. В этом смысле информационная среда становится ресурсом формирования и развития личности.

Под информационной средой, в общем случае, понимается совокупность информационных условий существования человека – наличие информационных ресурсов, характеризующихся их распространенностью, доступностью, качеством, развитостью информационной инфраструктуры.

Информация важна для человека при как выполнении им профессиональной деятельности, так и в его жизнедеятельности в целом. С точки зрения информационного подхода, деятельность специалиста и жизнедеятельность любого человека вообще имеет сходные черты и черпает ресурсы из сходных источников. В широком аспекте, информационная среда оказывает влияние на генезис человечества в целом.

Профессиональная деятельность в современных условиях осуществляется на основе имеющейся у специалиста информации об объекте деятельности, способах деятельности, возможных их последствиях и т.д., того, что называют внутренней, концептуальной моделью деятельности (КМД), формируемой в голове специалиста в процессе профессионального обучения и уточняющейся в дальнейшей. КМД предстает как психическое образование, включающее в себя образную и понятийную составляющие, находящиеся во взаимном соответствии [4]. Для обеспечения деятельности специалист получает необходимую ему информацию, организованную в виде некоторой информационной модели (по терминологии инженерных психологов).

Если поступающая (в процессе деятельности) информация недостаточна, или «зашумлена» помехами, либо ее интенсивность превышает «пропускную способность» человека, либо она плохо организована (известный в инженерной психологии феномен – «разбегания стрелок» приборов в кабине пилота), не согласуется с образной и понятийной составляющей КМ, то деятельность имеет негативные последствия. Проявляться они могут в срыве деятельности, аварийности, возникновении негативных состояний человека, профессиональных деформациях личности и др.

Лавинообразное производство информации вызвало новые проблемы. Работа людей квалифицированного умственного труда связана с поиском, обработкой, использованием информации. При удвоении ее объема каждые 7-10 лет все труднее находить нужные сведения, – даже с использованием ресурсов глобальной информационной сети. В результате сугубо научную статью, опубликованную в научном журнале определенной направленности, читают в среднем 1,3 человека, не считая тех, кто работал над ней. В то же время пятая часть НИР дублирует друг друга. Считается, что работу стоимостью до 50 тыс. долларов рентабельней провести заново, чем искать необходимую информацию.

Не только в профессиональном труде, но и в жизни вообще человек повседневно связан с информацией: получает ее, перерабатывает, использует при принятии жизненных решений. На основе информации у человека формируется картина мира, определяющая отношение человека как субъекта жизни к действительности. Можно предположить, что в персональной картине мира, как и в КМД [4], есть два «раздела»: образный и понятийный.

Во многом картина мира формируется глобальными СМИ с использованием информационных технологий. При этом упор делается на образную составляющую (следуя крылатому выражению А. Кончаловского, «картинка сильнее слова») – тогда информационные технологии минуют фильтр сознания и воздействуют непосредственно на чувства. Такой «перекос» в подаче информации ослабляет значимость второй сигнальной системы человека. В результате понятийная и образная составляющие в картине мира слабо коррелируют друг с другом, что является признаком плохо организованного сознания и следствием манипулятивного способа представления информации.

Информация всегда сопровождала технологические процессы, направленные на преобразование окружающей среды. Под технологией традиционно понимается совокупность методов обработки, изменения состояния, свойств сырья или полуфабриката. Возникший в последние годы термин «информационные технологии» наталкивает на аналогии, согласно которым в качестве объекта воздействия в ряде случаев выступает сознание человека. Приметой нашего времени стало изменение направленности информационных технологий на более прибыльный бизнес – преобразование человеческого сознания (как индивидуального, так и коллективного).

Фактором первичного формирования личности, ее мировоззрения, жизненных установок, сознания является семья, школа, ближайшее окружение. Но изменением сознания человека занимается (в том числе целенаправленно!) более широкий круг заинтересованных в этом субъектов. Стратегия современного маркетинга (в отличие от классического, по Ф. Котлеру) направлена не на приспособление товара к потребителям, а на приспособление потребителей к уже изменившемуся товару, формирование новых потребностей.

Средства массовой информации (СМИ), подбирая сообщаемые факты и включая в определенном наборе в «повестку дня» то, что и как, по их мнению, нужно освещать, могут оказывать сильнейшее воздействие на аудиторию. Телережиссеры с гордостью заявляют о том, что они не просто передают ежевечерние новости, они их делают.

Следует признать, что человечество создало слишком сложный, – для восприятия отдельным человеком, его индивидуальным интеллектом, – мир. В этом мире, не осознавая его базовые закономерности, «обычный» человек не в состоянии предвидеть последствия своих усилий и направление своего развития. В результате, как отмечает М. Г. Делягин, индивидуальное сознание, инстинктивно защищаясь от всего слишком нового и сложного и сберегая силы для решения повседневных проблем, старается не замечать качественных усложнений и повышения многообразия своей среды обитания, либо отгородиться от него, погружаясь в некоторый виртуальный мир.

В результате получило широкое распространение явление ухода человека от реальности. И для этого есть веские основания. С. Лем (2005 г.) пишет о том, что в современном мире люди оказались в ситуации информационного давления, массовой фальсификации информации. СМИ стали реальной силой: это уже не «четвертая», а «первая» власть. Изобилие информации, в которой человеку трудно самостоятельно разобраться, заставляет его безоговорочно «отдаться» в объятия различных комментаторов и ведущих. С другой стороны, те, кто искал возможность вытеснить свои внутренние проблемы или восполнить недостаток внутреннего содержания впечатлениями внешнего мира, могут реализовать это. Можно сказать, что телезрители «сами обманываться рады». По мнению С. Московичи (1996 г.), уже сформировался особый тип человека – «человек публики». Он, в отличие от «человека толпы», не участвует в уличных акциях, он тихо и мирно сидит в своей комнате перед экраном телевизора, поглощая жвачку – винегрет из телесериалов, «аншлагов» и «фабрик звезд» и «танцев со звездами».

Для того, чтобы «удержаться на плаву» в информационном потоке, человеку необходимо распознавание качества информации, полное непринятие несущественной, рекламной, второразрядной, попросту лишней информации.

Не новость, что система образования помогает контролировать восприятие реальности людьми и влияет на формирование системы ценностей. Начавшиеся глобальные по своим последствиям изменения в образовании (переход от знаниевой парадигмы – к компетентностной) ведут к изменению восприятия мира не только отдельной личностью, но и обществом. Отказ от комплексного подхода в обучении в пользу «натаскивания» на отдельных примерах приводит к утрате человеком навыков самостоятельного мышления.

Представшая взору картина не радует. Можно уповать на идеи экзистенциалистов об ответственности личности за то, кто она и чем она станет. Действительно, перед каждым человеком стоит задача наполнить свою жизнь смыслом – при всей абсурдности мира. Но изменение культуры (в широком ее понимании) общества в реальности начала XXI века, приводит к изменению ценностей, смысла, понятия жизненного успеха и средств его достижения [5].

Конструктивным подходом к целенаправленному построению обновленной реальности могло бы стать возвращение (в переосмысленном формате) к идее ноосферы (рукотворной сферы разума, науки), предложенной П. Тейяром де Шарденом и Э. Леруа (1927 г.) и  развитой В. И. Вернадским.

Литература

  1. Дружилов С.А. Индивидуальные ресурсы профессионального развития человека // Человек и образование: Академический вестник Института образования взрослых Российской Академии образования: научно-педагогическое издание. 2006. № 6. С. 56-60.
  2. Дружилов С. А. Становление личности в процессе профессионализации // Потенциал личности: комплексная проблема: Материалы Седьмой Международной конференции (заочной). Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. С. 87-90.
  3. Делягин М.Г. Драйв человечества. Глобализация и мировой кризис.  М.: Вече, 2008. 528 с.
  4. Дружилов С.А Освоение студентами модели профессии и профессиональной деятельности как необходимое условие профессионализации // Образовательные технологии и общество  (ОТО): ежекварт. рецензир. Междунар. электронный журн. Международного Форума «Образовательные Технологии и Общество». Том 13. 2010. № 4. С. 299-318. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i4/pdf/4r.pdf
  5. Дружилов С.А. Нравственные аспекты успеха человека в обществе // Ценности и смыслы: научный и информационно-аналитический, гуманитарный журн. 2009. № 1. С. 90-102.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>