Дружилов С.А. Человек и труд: Основы психологии профессиональной деятельности: Учебн. пособие по курсу «Психология труда». – Новокузнецк: Изд-во Института повышения квалификации, 1998. – 104 с. ISBN 5-7291-0126-0
Аннотация: Слушатели и выпускники специального факультета (спецфака) института повышения квалификации (ИПК) работают в качестве психологов не только в школах, но и на промышленных предприятиях, в сфере бизнеса и т.д. Они вынуждены решать задачи профессионального отбора, прогноза профессиональной успешности, оптимизации профессиональной деятельности. В данном учебном пособии рассматривается психологическое содержание труда, особенности профессиональной и непрофессиональной деятельности. Раскрываются причины изменения функциональных состояний человека в труде, динамика его работоспособности, методы психологического исследования профессиональной деятельности. Учебное пособие может быть полезно практическим психологам, студентам высших учебных заведений, изучающим дисциплины психологического цикла
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………………………….
1.ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА…………………………………………….. .
1.1. Объект, предмет и задачи психологии труда…………………………………..
1.2. Исторические основы психологии труда……………………………………
1.3. Психология и трудовая деятельность…………………………………………….
2. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА………………………………
2.1. Профессиональная трудовая дея тельность и профессиональное
самоопределение……………………………………………………………………………
2.2. Психологический анализ деятельности……………………………………..
3. СУБЪЕКТ ТРУДА И ЕГО РАЗВИТИЕ……………………………………….
3.1. Человек как субъект труда………………………………………………….
3.2. Способности и профессиональная успешность…………………………..
3.2.1. Критерии профессиональной успешности………………………………….
3.2.2. Проблема способностей и формирование личности специалиста…….
3.3. Влияние профессии на личность……………………………………………..
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИЙ………………………
4.1. Методы психологического изучения профессий……………………………
4.1.1. Общий обзор и классификация методов……………………………………..
4.1.2. Эмпирические методы……………………………………………………
4.1.3. Методы обработки и интерпретации данных…………………………………
4.2. Профессиография………………………..……………………………………….
4.3. Основы классификации профессий……………………….…………………….
5. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ СВОЙСТВА И ИХ ДИНАМИКА…
5.1. Типологические свойства и индивидуальный стиль деятельности………..
5.2. Сенсорные и перцептивные свойства………………………………………..
5.3. Мнемические и имажитивные свойства …………..…………………………..
5.4. Мыслительные и аттенционные свойства ……………………………………..
6. ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
РАБОТОСПОСОБНОСТИ……………………….……………………………….
6.1. Основные фазы работоспособности………………………………………….
6.2. Взаимодействие профессиональных знаний и умений………………….…..
6.3. Состояние человека в труде……………………………………………….…..
6.3.1. Общие подходы к анализу и классификации состояний………………………
6.3.2. Психическое утомление…………………………………………………….
6.3.3. Психическая напряженность……………………………………………….
6.3.4. Отсутствие мотивации…..………………………………………………….
6.3.5. Стресс и стрессогенные факторы………………………………………….
6.3.6. Состояние монотонии……………………………………………………….
6.3.7. Состояние тревожности…………………………………………………….
6.3.8. Дефицит времени в деятельности…….…………………………………….
7. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СГОРАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ДОЛГОЛЕТИЕ………………………………………………………………………
7.1. Синдром эмоционльного сгорания………………………………………………………….
7.2. Факторы профессионального долголетия……………………………………..
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………….
Примечания………………………………………………………………………………….