Человек и труд: Основы психологии профдеятельности

Дружилов С.А. Человек и труд: Основы психологии профессиональной деятельности: Учебн. пособие по курсу «Психология труда». – Новокузнецк: Изд-во Института повышения квалификации, 1998. – 104 с. ISBN 5-7291-0126-0

Аннотация: Слушатели и выпускники специального факультета (спецфака) института повышения квалификации (ИПК) работают в качестве психологов не только в школах, но и на промышленных предприятиях, в сфере бизнеса и т.д. Они вынуждены решать задачи профессионального отбора, прогноза профессиональной успешности, оптимизации профессиональной деятельности. В данном учебном пособии рассматривается психологическое содержание труда, особенности профессиональной и непрофессиональной деятельности. Раскрываются причины изменения функциональных состояний человека в труде, динамика его работоспособности, методы психологического исследования профессиональной деятельности. Учебное пособие может быть полезно практическим психологам, студентам высших учебных заведений, изучающим дисциплины психологического цикла

Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………………………….
1.ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА…………………………………………….. .
1.1. Объект, предмет и задачи психологии труда…………………………………..
1.2. Исторические основы психологии труда……………………………………
1.3. Психология и трудовая деятельность…………………………………………….
2. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА………………………………
2.1. Профессиональная трудовая дея тельность и профессиональное
самоопределение……………………………………………………………………………
2.2. Психологический анализ деятельности……………………………………..
3. СУБЪЕКТ ТРУДА И ЕГО РАЗВИТИЕ……………………………………….
3.1. Человек как субъект труда………………………………………………….
3.2. Способности и профессиональная успешность…………………………..
3.2.1. Критерии профессиональной успешности………………………………….
3.2.2. Проблема способностей и формирование личности специалиста…….
3.3. Влияние профессии на личность……………………………………………..
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИЙ………………………
4.1. Методы психологического изучения профессий……………………………
4.1.1. Общий обзор и классификация методов……………………………………..
4.1.2. Эмпирические методы……………………………………………………
4.1.3. Методы обработки и интерпретации данных…………………………………
4.2. Профессиография………………………..……………………………………….
4.3. Основы классификации профессий……………………….…………………….
5. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ СВОЙСТВА И ИХ ДИНАМИКА…
5.1. Типологические свойства и индивидуальный стиль деятельности………..
5.2. Сенсорные и перцептивные свойства………………………………………..
5.3. Мнемические и имажитивные свойства …………..…………………………..
5.4. Мыслительные и аттенционные свойства ……………………………………..
6. ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
РАБОТОСПОСОБНОСТИ……………………….……………………………….
6.1. Основные фазы работоспособности………………………………………….
6.2. Взаимодействие профессиональных знаний и умений………………….…..
6.3. Состояние человека в труде……………………………………………….…..
6.3.1. Общие подходы к анализу и классификации состояний………………………
6.3.2. Психическое утомление…………………………………………………….
6.3.3. Психическая напряженность……………………………………………….
6.3.4. Отсутствие мотивации…..………………………………………………….
6.3.5. Стресс и стрессогенные факторы………………………………………….
6.3.6. Состояние монотонии……………………………………………………….
6.3.7. Состояние тревожности…………………………………………………….
6.3.8. Дефицит времени в деятельности…….…………………………………….
7. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СГОРАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ДОЛГОЛЕТИЕ………………………………………………………………………
7.1. Синдром эмоционльного сгорания………………………………………………………….
7.2. Факторы профессионального долголетия……………………………………..
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………….
Примечания………………………………………………………………………………….

Свежие записи

ПРОФЕССИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СУБЪЕКТ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК – ПРОФЕССИЯ – ОБЩЕСТВО»

PDF-файл с текстом статьи: Профессия, профессиональная деятельность, субъект в системе «Человек-профессия-общество»

Библиографическая ссылка на статью:
Дружилов С.А. Профессия, профессиональная деятельность, субъект в  системе «человек – профессия – общество» // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. № 3. С. 39-66.

Текст статьи:

АННОТАЦИЯ
В статье обсуждаются исторические тенденции, условия и проявления изменений видов деятельности людей и их как субъектов – индивидуальных и групповых. Рассматриваются понимание учеными простой трудовой деятельности (трудового занятия), профессии и профессионального деятельности как феномена. Анализируются их различия, их взаимовлияния. Выделяются условия, при выполнении которых можно говорить о специфическом феномене, именуемом профессия». Анализируются некоторые негативные тенденции, связанные с изменением профессий и трудовых занятий в современных условиях. Обращается внимание на проблемы депрофессионализация коллективных объектов профессиональной деятельности и прекаризации труда как факторов разрушения идентификации человека с профессией.
Ключевые слова: профессия, профессиональная деятельность, специализация труда, профессиональный маргинализм, флексибильность труда, прекариат.

ВВЕДЕНИЕ
Предметом исследования являются сложившиеся воззрения
отечественных и зарубежных специалистов на труд, профессиональную
деятельность, профессии как психологические феномены, субъектов труда
(субъектов деятельности), а также различий и взаимовлияния разных видов
трудовой активности отдельных людей и рабочих групп (относительно
простой трудовой деятельности и профессионального труда в обществе).
Цель нашего исследования – поиск, выделение и анализ существенных
признаков труда, профессиональной деятельности, профессии как
психологических феноменов; анализ исторических тенденций изменений
составляющих (позитивных и негативных) в системе «человек–профессия–
общество»

**** **** **** **** ****

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессиональная деятельность, осуществляемая в рамках профессии,
объективно сложна, поэтому она трудна для освоения индивидом и затратна
для общества с точки зрения воспроизводства профессионалов.
Для относительно простых видов трудовых занятий продуктивным
может быть изменение сферы деятельности индивидом, но при этом в
любой из сфер требуется применение усилий и затрат времени для развития
умений и навыков при движении субъекта деятельности к уровню
мастерства.
Научно-технический прогресс приводит к снижению сложности ряда
профессиональных деятельностей и усложнению (профессионализации)
ряда простых видов труда. Возникают новые профессии и исчезают старые,
что в целом является прогрессивным процессом. В тоже время существуют
негативные тенденции в системе «человек–профессия–общество».
Первая отмеченная негативная тенденция проявляется в
депрофессионализации определенных коллективных субъектов труда, что
представляет потенциальную угрозу как для соответствующего
профессионального сообщества, так и для общества в целом.
Вторая негативная тенденция связана с неустойчивой (флексибильной)
профессиональной занятостью и пректаризаций труда, что представляет
угрозу благополучию человека труда, но является фактором его
депрофессионализации.
Список используемой литературы —  32 наименования

Адрес статьи (pdf-файл)  на сайте журнала:
http://work-org-psychology.ru/engine/documents/document380.pdf

  1. Проблемы и тенденции подготовки профессионалов в техническом университете Добавить комментарий
  2. Негативные воздействия современной информационной среды на человека: психологические аспекты Добавить комментарий
  3. Профессиональные стили человека и индивидуальный ресурс профессионального развития Добавить комментарий
  4. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЧЕЛОВЕКА И КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ Добавить комментарий
  5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ «Я-КОНЦЕПЦИЯ» И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Добавить комментарий
  6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ И ДЕСТРУКЦИИ КАК СЛЕДСТВИЕ ИСКАЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ПРОФЕССИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Добавить комментарий
  7. Предисловие автора к второму изданию книги «Психология профессионализма» Добавить комментарий
  8. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА Добавить комментарий
  9. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ КАК ИНДИКАТОРЫ ДЕЗАПТАЦИИ И ДУШЕВНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА Добавить комментарий