Психология профессионализма: Инженерно-психологические аспекты (учебное пособие)

Дружилов С.А. Психология профессионализма: Инженерно – психологические аспекты: Учеб. – Новокузнецк: Сибирский государственный индустриальный университет, 2000. – 157 с. Библ. 132 наименован. ISBN 5-7806-0053-8.  (2-е изд. – 2005 г.)

Аннотация: Учебное пособие ориентировано на изучение профессионализма как интегральной характеристики личности, деятельности и общения. Психологический феномен профессионализма рассматривается с инженерно-психологических позиций. Показано влияние современной технической и социально-экономической ре-альности на формирование профессионализма. Рассматриваются критерии и уровни профессиональной успешности. Предназначено для студентов специальности 181300 –«Внутризаводское электрооборудование» и смежных электротехнических специальностей. Может быть использовано студентами других специальностей технического вуза, изучающим психологические дисциплины. Книга имеет гриф УМО Министерства образования РФ «Учебное пособие» (протокол № 055/14 от 20.04.2000 года заседания Совета УМО по специальности 181300 «Внутризаводское электрооборудование»).

Оглавление
1. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
1.1 ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И МИР ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
1.2 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА «ПРОФЕССИЯ»
1.3 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «ПРОФЕССИОНАЛ» И «СПЕЦИАЛИСТ»
1.4 ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ОВЛАДЕНИЯ МОДЕЛЬЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.5 РОЛЬ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
2.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ 45
2.2 ТИПОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ 54
2.3 ТВОРЧЕСТВО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА 58
2.4 ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ 63
3.ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА 77
3.1 ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА 77
3.2 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОСОБЫХ СИТУАЦИЯХ 85
3.3 ПОТЕНЦИАЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА 93
3.4 РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМАНДЕ 96
4.СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА 104
4.1 ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СИНДРОМА 104
4.2 ИСХОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА 109
4.3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ 120
4.4 ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 131
4.5 ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………. 146
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………… 149

Свежие записи

ПРОФЕССИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СУБЪЕКТ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК – ПРОФЕССИЯ – ОБЩЕСТВО»

PDF-файл с текстом статьи: Профессия, профессиональная деятельность, субъект в системе «Человек-профессия-общество»

Библиографическая ссылка на статью:
Дружилов С.А. Профессия, профессиональная деятельность, субъект в  системе «человек – профессия – общество» // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. № 3. С. 39-66.

Текст статьи:

АННОТАЦИЯ
В статье обсуждаются исторические тенденции, условия и проявления изменений видов деятельности людей и их как субъектов – индивидуальных и групповых. Рассматриваются понимание учеными простой трудовой деятельности (трудового занятия), профессии и профессионального деятельности как феномена. Анализируются их различия, их взаимовлияния. Выделяются условия, при выполнении которых можно говорить о специфическом феномене, именуемом профессия». Анализируются некоторые негативные тенденции, связанные с изменением профессий и трудовых занятий в современных условиях. Обращается внимание на проблемы депрофессионализация коллективных объектов профессиональной деятельности и прекаризации труда как факторов разрушения идентификации человека с профессией.
Ключевые слова: профессия, профессиональная деятельность, специализация труда, профессиональный маргинализм, флексибильность труда, прекариат.

ВВЕДЕНИЕ
Предметом исследования являются сложившиеся воззрения
отечественных и зарубежных специалистов на труд, профессиональную
деятельность, профессии как психологические феномены, субъектов труда
(субъектов деятельности), а также различий и взаимовлияния разных видов
трудовой активности отдельных людей и рабочих групп (относительно
простой трудовой деятельности и профессионального труда в обществе).
Цель нашего исследования – поиск, выделение и анализ существенных
признаков труда, профессиональной деятельности, профессии как
психологических феноменов; анализ исторических тенденций изменений
составляющих (позитивных и негативных) в системе «человек–профессия–
общество»

**** **** **** **** ****

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессиональная деятельность, осуществляемая в рамках профессии,
объективно сложна, поэтому она трудна для освоения индивидом и затратна
для общества с точки зрения воспроизводства профессионалов.
Для относительно простых видов трудовых занятий продуктивным
может быть изменение сферы деятельности индивидом, но при этом в
любой из сфер требуется применение усилий и затрат времени для развития
умений и навыков при движении субъекта деятельности к уровню
мастерства.
Научно-технический прогресс приводит к снижению сложности ряда
профессиональных деятельностей и усложнению (профессионализации)
ряда простых видов труда. Возникают новые профессии и исчезают старые,
что в целом является прогрессивным процессом. В тоже время существуют
негативные тенденции в системе «человек–профессия–общество».
Первая отмеченная негативная тенденция проявляется в
депрофессионализации определенных коллективных субъектов труда, что
представляет потенциальную угрозу как для соответствующего
профессионального сообщества, так и для общества в целом.
Вторая негативная тенденция связана с неустойчивой (флексибильной)
профессиональной занятостью и пректаризаций труда, что представляет
угрозу благополучию человека труда, но является фактором его
депрофессионализации.
Список используемой литературы —  32 наименования

Адрес статьи (pdf-файл)  на сайте журнала:
http://work-org-psychology.ru/engine/documents/document380.pdf

  1. Проблемы и тенденции подготовки профессионалов в техническом университете Добавить комментарий
  2. Негативные воздействия современной информационной среды на человека: психологические аспекты Добавить комментарий
  3. Профессиональные стили человека и индивидуальный ресурс профессионального развития Добавить комментарий
  4. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЧЕЛОВЕКА И КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ Добавить комментарий
  5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ «Я-КОНЦЕПЦИЯ» И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Добавить комментарий
  6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ И ДЕСТРУКЦИИ КАК СЛЕДСТВИЕ ИСКАЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ПРОФЕССИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Добавить комментарий
  7. Предисловие автора к второму изданию книги «Психология профессионализма» Добавить комментарий
  8. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА Добавить комментарий
  9. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ КАК ИНДИКАТОРЫ ДЕЗАПТАЦИИ И ДУШЕВНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА Добавить комментарий