В июне 2017 г. в издательстве «Гуманитарный Центр» вышло из печати второе, — исправленное и дополненное, — издание монографии о психологии профессионализма субъекта труда.
Выходные данные данные книги:
Дружилов С.А. Психология профессионализма. Инженерно-психологический подход. 2-е изд., испр., доп. — Харьков: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2017. — 360 с. ISBN 978-617-7022-82-3
ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ
Предисловие ко второму изданию……………………………. 7
Введение…………………………………………………………………… 13
Глава 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………… 18
1.1. Профессионализм как результат реализации и развития ресурсов человека в деятельности…………………………………………………………. 18
1.1.1. Психологический феномен профессионализма………………….. 19
1.1.2. Профессионализм как интегральное свойство человека.…… 24
1.2. Индивидуальный ресурс профессионального развития
как системное качество человека………………………………………… 31
1.3. Профессиональная деятельность как система отношений
человека с Миром…………………………………………………………….. 36
1.3.1. Профессионализм и мир технической реальности……………… 41
1.4. Основные термины и понятия………………………………….. 46
Глава 2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ КАТЕГОРИЙ И КОНЦЕПЦИЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ НА ПРЕДМЕТНУЮ ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………… ……………….55
2.1. Концептуальные подходы к человеку-профессионалу в условиях технической реальности……………………………………………….. 56
2.1.1. Концепция профессионала, подобного человеку-оператору.. 57
2.1.2. Принцип системности и системотехнические концепции……. 57
2.1.3. Антропоцентрический подход к анализу человеко-технической системы…………………………………………………………………… 61
2.1.4. Информационные и концептуальные модели
в профессиональной деятельности человека………………………… 65
2.1.5. Концепция требований к человеку-профессионалу………… 67
2.1.6. Концепция экстремальных условий, реабилитации после
перегрузок и сохранения здоровья профессионалов……………… 69
2.1.7. Концепция проектирования деятельности…………………………. 70
2.1.8. Концепция профессионального отбора……………………………… 71
2.2. Методологические принципы изучения индивидуального
ресурса профессионального развития и профессионализма
человека …………………………………………………………………………71
2.3. Становление профессионализма как процесс профессионального развития человека………………………………………………………….. 79
2.4. Энтропийный подход к анализу становления и развития профессионализма…………………………………………………… 91
Глава 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РЕСУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА…………………………………………………………. 101
3.1. Психологический анализ профессиональных деятельностей.. 102
3.3.1. Субъекты профессиональной деятельности……………………….. 102
3.1.2. Объекты, предметы и средства профессиональной
деятельности……………………………………………………………………. 104
3.1.3. Психологическая макроструктура деятельности……………… 106
3.1.4. Способы профессиональной деятельности и процессы ……. 107
3.1.5. Кибернетический (информационный) подход
к описанию профессиональной деятельности ……………………. 110
3.2. Развитие профессиональных деятельностей и профессий… 111
3.2.1. Общее представление о профессиях и профессиональном труде. 112
3.2.2. Профессионализм деятельности как обозначение
высокой эффективности и качества выполнения труда………… 114
3.2.3. Исторический подход к развитию профессиональных
деятельностей и профессий………………………………………………. 120
3.3. Трудовая деятельность — условие развития и реализации индивидуального ресурса…………………………………… 129
3.4. Психологический анализ некоторых профессиональных деятельностей и профессий………………… 143
3.4.1. Профессиональная деятельность оператора-вальцовщика
прокатного стана……………………………………………………………. 143
3.4.2. Профессиональная деятельность инженера-электрика
(наладчика систем автоматизации)……………………………………. 149
Глава 4. СИИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И ЕГО ДИНАМИКА.. 152
4.1. Профессионализм как психологический симптомокомплекс.. 152
4.2. Исходные предпосылки синдрома профессионализма……… 158
4.2.1. Смысловые и ценностные компоненты в структуре
профессионализма……………………………………………………………. 165
4.2.2. Профессиональный опыт и конкурентоспособность……… 171
4.3. Особенности человека, влияющие на формирование профессионализма………………………………………. 174
4.4. Особенности профессиональной подготовки…………….. 179
4.4.1. Трансформационная теория обучения…………………………………. 180
4.4.2. Профессиональное обучение как процесс встраивания новых
знаний и «перестраивания» старых знаний и умений……………………… 184
4.4.3. Психологические особенности формирования
профессиональных знаний, умений, навыков…………………………………….. 185
4.4.4. Движущие силы развития профессионала……………………………. 188
4.5. Коллективная деятельность и профессиональное взаимодействие…………………………………………. 195
4.5.1. Профессиональная деятельность людей в рамках профессии как
детерминанта профессионального взаимодействия…………………………. 198
Глава 5. ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС ОВЛАДЕНИЯ МОДЕЛЯМИ ПРОФЕССИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………. 200
5.1. Общие представления о психологических моделях
специалистов и их деятельностей………………………………………………… 201
5.1.1. Психические модели и образы в деятельности человека………….. 205
5.2. Развитие концептуальной модели профессиональной деятельности в процессе становления профессионализма……………………………………. 208
5.2.1. Логико-временной анализ развития понятия «концептуальная модель профессиональной деятельности».. 209
5.2.2. Механизмы и этапы построения человеком
концептуальной модели профессиональной деятельности….. 216
5.3. Профессионализм и профессиональное самосознание……217
5.3.1. Профессиональная Я-концепция и ее составляющие………. 217
5.3.2. Соотношение профессиональной Я-концепции
и профессиональной самооценки………………………………………. 220
5.3.3. Профессионализация и профессиональная идентификация.. 221
5.3.4. Я-концепция и проблемы согласования индивидуальных
и коллективных ценностей……………………………………………….. 223
5.4. Проектирование деятельности как синтез алгоритмической модели профессиональной деятельности…………………………………………… 226
Глава 6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ И ДЕСТРУКЦИИ КАК СЛЕДСТВИЕ ИСКАЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ПРОФЕССИИ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………….. 231
6.1. Профессиональное здоровье и психологические аспекты профессиональной адаптации…………………………………. 231
6.2. Психические состояния человека в труде…………………….. 236
6.2.1. Психические состояния в системе психических явлений… 237
6.2.2. Состояния человека как следствие трудовой деятельности.. 240
6.2.3. Взаимосвязи в системе «свойства личности — состояния —
процессы»……………………………………………………………………….. 246
6.3. Информационная среда и модель мира человека……… 249
6.3.1. Загрязнение («засорение») информационной среды……….. 249
6.3.2. Информационная модель и
внутренняя картина Мира человека……………………………. 250
6.3.3. Картина Мира человека как психическая образно-понятийная
модель…………………………………………………………………………….. 253
6.3.4. Формирование модели Мира человека в новой реальности… 255
6.4. Профессиональные деформации как следствие искажения концептуальной модели деятельности…………………….. 257
6.5. Профессиональные деструкции, маргинализация и депрофессионализация…………………………………………………. 264
6.5.1. Изменение личностного смысла профессиональной
деятельности как результат «сдвига мотива на цель»…………. 264
6.5.2. Профессиональный маргинализм и псевдопрофессионализм…. 266
6.5.3. Моббинг как проявление профессиональных деструкций
в коллективе……………………………………………………………………. 270
6.5.4. Депрофессионализация групповых субъектов как фактор
снижения уровня профессионализма в обществе……………….. 273
Глава 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА… 275
7.1. Общие подходы к проблеме профессиональной успешности……………………………………………. 275
7.1.1. Успех и неуспех в жизни и профессиональной деятельности.. 276
7.2. Оценка индивидуального профессионализма………..86
7.2.1. Уровни и стадии профессиональной компетентности………. 287
7.3. Стадии профессиональной компетентности, самосознание
и уровни профессионализма……………………………………….. 297
7.3.1. Связь компетентности и самосознания…………………….. 299
7.3.2. Проявление закона диалектического отрицания
в процессе становления профессионализма………………………….. 304
7.4. Профессионализм человека и надежность профессиональной деятельности…………………………………………………………313
7.4.1. Психологические механизмы надежности……………………… 315
7.4.2. Надежность профессиональной деятельности
в экстремальных условиях работы…………………………………… 319
7.5. Повышение эффективности деятельности как индикатор профессионального роста…………………………………………………… 323
7.6. Методика построения интегрального критерия эффективности совместной деятельности…………………. 331
7.7. Эффективность деятельности и профессиональные стили человека………………………………………………………. 336
Заключение……………………………………………………………… 341
Литература……………………………………………………………….. 345