Второе, дополненное, издание книги «Психология профессионализма»

В июне 2017 г. в издательстве «Гуманитарный Центр» вышло из печати второе, — исправленное и дополненное, — издание монографии о психологии профессионализма субъекта труда.
Выходные данные данные книги:

Дружилов С.А. Психология профессионализма. Инженерно-психологический подход. 2-е изд., испр., доп. — Харьков: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2017. — 360 с. ISBN 978-617-7022-82-3

ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ

Предисловие ко второму изданию……………………………. 7
Введение…………………………………………………………………… 13

Глава 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………… 18

1.1.     Профессионализм как результат реализации и развития ресурсов человека в деятельности…………………………………………………………. 18

1.1.1.    Психологический феномен профессионализма………………….. 19

1.1.2.    Профессионализм как интегральное свойство человека.…… 24

1.2.     Индивидуальный ресурс профессионального развития
как системное качество человека………………………………………… 31

1.3.     Профессиональная деятельность как система отношений
человека с Миром…………………………………………………………….. 36

1.3.1.    Профессионализм и мир технической реальности……………… 41

1.4.     Основные термины и понятия………………………………….. 46

Глава 2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ КАТЕГОРИЙ И КОНЦЕПЦИЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ НА ПРЕДМЕТНУЮ ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………… ……………….55

2.1.      Концептуальные подходы к человеку-профессионалу в условиях технической реальности……………………………………………….. 56

2.1.1.     Концепция профессионала, подобного человеку-оператору.. 57
2.1.2.     Принцип системности и системотехнические концепции……. 57  

2.1.3.     Антропоцентрический подход к анализу человеко-технической системы…………………………………………………………………… 61
2.1.4.     Информационные и концептуальные модели
в профессиональной деятельности человека………………………… 65
2.1.5.     Концепция требований к человеку-профессионалу………… 67
2.1.6.     Концепция экстремальных условий, реабилитации после
перегрузок и сохранения здоровья профессионалов……………… 69
2.1.7.     Концепция проектирования деятельности…………………………. 70
2.1.8.     Концепция профессионального отбора……………………………… 71

2.2.      Методологические принципы изучения индивидуального
ресурса профессионального развития и профессионализма
человека …………………………………………………………………………71

2.3.      Становление профессионализма как процесс профессионального развития человека………………………………………………………….. 79

2.4.      Энтропийный подход к анализу становления и развития профессионализма…………………………………………………… 91

 Глава 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  И РЕСУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА…………………………………………………………. 101

3.1.     Психологический анализ профессиональных деятельностей.. 102

3.3.1. Субъекты профессиональной деятельности……………………….. 102

3.1.2.     Объекты, предметы и средства профессиональной

деятельности……………………………………………………………………. 104

3.1.3.     Психологическая макроструктура деятельности……………… 106

3.1.4.     Способы профессиональной деятельности и процессы ……. 107

3.1.5.     Кибернетический (информационный) подход

к описанию профессиональной деятельности ……………………. 110

3.2.     Развитие профессиональных деятельностей и профессий… 111

3.2.1.     Общее представление о профессиях и профессиональном труде. 112

3.2.2.     Профессионализм деятельности как обозначение

высокой эффективности и качества выполнения труда………… 114

3.2.3.     Исторический подход к развитию профессиональных

деятельностей и профессий………………………………………………. 120

3.3.     Трудовая деятельность — условие развития и реализации индивидуального ресурса…………………………………… 129

3.4.     Психологический анализ некоторых профессиональных деятельностей и   профессий………………… 143

3.4.1.     Профессиональная деятельность оператора-вальцовщика

прокатного стана…………………………………………………………….   143

3.4.2.     Профессиональная деятельность инженера-электрика

(наладчика систем автоматизации)……………………………………. 149

Глава 4. СИИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И ЕГО ДИНАМИКА.. 152

4.1.     Профессионализм как психологический симптомокомплекс.. 152

4.2.      Исходные предпосылки синдрома профессионализма……… 158

4.2.1.     Смысловые и ценностные компоненты в структуре

профессионализма……………………………………………………………. 165

4.2.2.     Профессиональный опыт и конкурентоспособность……… 171

4.3.      Особенности человека, влияющие на формирование профессионализма………………………………………. 174

4.4.      Особенности профессиональной подготовки…………….. 179

4.4.1.     Трансформационная теория обучения…………………………………. 180

4.4.2.     Профессиональное обучение как процесс встраивания новых

знаний и «перестраивания» старых знаний и умений……………………… 184

4.4.3.     Психологические особенности формирования

профессиональных знаний, умений, навыков…………………………………….. 185

4.4.4.     Движущие силы развития профессионала……………………………. 188

4.5.      Коллективная деятельность и профессиональное взаимодействие…………………………………………. 195

4.5.1.     Профессиональная деятельность людей в рамках профессии как

детерминанта профессионального взаимодействия…………………………. 198

Глава 5. ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС ОВЛАДЕНИЯ МОДЕЛЯМИ ПРОФЕССИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………. 200

5.1.     Общие представления о психологических моделях
специалистов и их деятельностей…………………………………………………   201

5.1.1.     Психические модели и образы в деятельности человека………….. 205

5.2.     Развитие концептуальной модели профессиональной деятельности в процессе становления профессионализма……………………………………. 208

5.2.1.     Логико-временной анализ развития понятия «концептуальная модель профессиональной деятельности».. 209

5.2.2.     Механизмы и этапы построения человеком

концептуальной модели профессиональной деятельности….. 216

5.3.     Профессионализм и профессиональное самосознание……217

5.3.1.     Профессиональная Я-концепция и ее составляющие………. 217

5.3.2.     Соотношение профессиональной Я-концепции

и профессиональной самооценки………………………………………. 220

5.3.3.     Профессионализация и профессиональная идентификация.. 221

5.3.4.     Я-концепция и проблемы согласования индивидуальных

и коллективных ценностей……………………………………………….. 223

5.4.     Проектирование деятельности как синтез алгоритмической модели профессиональной деятельности…………………………………………… 226

Глава 6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ И ДЕСТРУКЦИИ КАК СЛЕДСТВИЕ ИСКАЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ПРОФЕССИИ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………….. 231

6.1.     Профессиональное здоровье и психологические аспекты профессиональной адаптации…………………………………. 231

6.2.     Психические состояния человека в труде…………………….. 236

6.2.1.     Психические состояния в системе психических явлений… 237

6.2.2.     Состояния человека как следствие трудовой деятельности.. 240

6.2.3.     Взаимосвязи в системе «свойства личности — состояния —

процессы»……………………………………………………………………….. 246

6.3.     Информационная среда и модель мира человека……… 249

6.3.1.     Загрязнение («засорение») информационной среды……….. 249

6.3.2.     Информационная модель и
внутренняя картина Мира человека……………………………. 250

6.3.3.     Картина Мира человека как психическая образно-понятийная

модель…………………………………………………………………………….. 253

6.3.4.     Формирование модели Мира человека в новой реальности… 255

6.4.     Профессиональные деформации как следствие искажения концептуальной модели деятельности…………………….. 257

6.5.     Профессиональные деструкции, маргинализация и депрофессионализация…………………………………………………. 264

6.5.1.     Изменение личностного смысла профессиональной

деятельности как результат «сдвига мотива на цель»…………. 264

6.5.2.     Профессиональный маргинализм и псевдопрофессионализм…. 266

6.5.3.     Моббинг как проявление профессиональных деструкций

в коллективе……………………………………………………………………. 270

6.5.4.     Депрофессионализация групповых субъектов как фактор

снижения уровня профессионализма в обществе……………….. 273

Глава 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА… 275

7.1.     Общие подходы к проблеме профессиональной успешности……………………………………………. 275

7.1.1.    Успех и неуспех в жизни и профессиональной деятельности.. 276

7.2.     Оценка индивидуального профессионализма………..86

7.2.1.    Уровни и стадии профессиональной компетентности………. 287

7.3.     Стадии профессиональной компетентности, самосознание
и уровни профессионализма……………………………………….. 297

7.3.1.    Связь компетентности и самосознания…………………….. 299

7.3.2.    Проявление закона диалектического отрицания

в процессе становления профессионализма………………………….. 304

7.4.     Профессионализм человека и надежность профессиональной деятельности…………………………………………………………313

7.4.1.    Психологические механизмы надежности……………………… 315

7.4.2.    Надежность профессиональной деятельности

в экстремальных условиях работы…………………………………… 319

7.5.     Повышение эффективности деятельности как индикатор профессионального роста…………………………………………………… 323

7.6.     Методика построения интегрального критерия эффективности совместной деятельности…………………. 331

7.7.     Эффективность деятельности и профессиональные стили человека………………………………………………………. 336

Заключение……………………………………………………………… 341

Литература……………………………………………………………….. 345

 

Двойная обложка_монография 2-е  изд - уменьш_копия