Психология профессионализма: Инженерно-психол. подход

Дружилов С.А. Психология профессионализма: Инженерно-психологический подход : монография. – Харьков : Издательский дом «Гуманитарный центр», 2011. – 296 с., 12 рис., библ. 425 наименован. – ISBN 978-966-8324-74-1
Аннотация: В монографии излагаются принципы применения инженерно-психологического подхода к профессиональным деятельностям и профессионализму человека. Методология предлагаемого подходаПсихология профессионализма определяется антропоцентрической, естественнонаучной и технической парадигмами, позволяющими сочетать гуманитарные ценности с качественно-количественными моделями и алгоритмическими технологиями. При этом все компоненты деятельности оцениваются в человеческом отношении, оценки основываются на измерениях, гипотезы статистически доказываются, а правила формализуются до четких предписаний, позволяющих проектировать деятельность и готовить профессионалов.

Книга предназначена для психологов и инженеров, специалистов в области психологии труда, психологии профессиональной деятельности и инженерной психологии, а также для преподавателей, аспирантов и студентов психологических специальностей вузов.

Рецензенты:
А.И. Худяков – доктор психологических наук, профессор кафедры инженерной психологии и эргономики (СПбГУ);
Л.Ф. Алексеева – доктор психологических наук, профессор Томского госуд. политехнического университета;
Л.В. Ишкова – доктор педагогических наук, профессор кафедры информационных технологий Новокузнецкого
филиала-института Кемеровского государственного университета.

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕСУРС
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Профессионализм как результат реализации и развития
ресурсов человека в деятельности
1.2 Индивидуальный ресурс профессионального развития как системное качество человека
1.3 Профессиональная деятельность как система отношений
человека с Миром
1.4 Основные термины и понятия
ГЛАВА 2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ КАТЕГОРИЙ И КОНЦЕПЦИЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ НА ПРЕДМЕТНУЮ ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Концептуальные подходы к человеку-профессионалу в
условиях технической реальности
2.2 Методологические принципы изучения индивидуального ресурса профессионального развития и профессионализма человека 47
2.3 Становление профессионализма как процесс
профессионального развития человека
2.4 Энтропийный подход к анализу становления и развития профессионализма
ГЛАВА 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И
РЕСУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
3.1 Психологический анализ профессиональных деятельностей
3.2 Развитие профессиональных деятельностей и профессий
3.3 Трудовая деятельность – условие развития и реализации индивидуального ресурса
3.4 Психологический анализ некоторых профессиональных деятельностей и профессий
ГЛАВА 4. СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
И ЕГО ДИНАМИКА
4.1 Профессионализм как психологический симптомокомплекс
4.2 Исходные предпосылки синдрома профессионализма
4.3 Особенности человека, влияющие на формирование профессионализма
4.4 Особенности профессиональной подготовки
4.5 Коллективная деятельность и профессиональное взаимодействие
ГЛАВА 5. ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС
ОВЛАДЕНИЯ МОДЕЛЯМИ ПРОФЕССИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1 Развитие концептуальной модели профессиональной деятельности в процессе становления профессионализма
5.2 Профессионализм и профессиональное самосознание
5.3 Проектирование деятельности как синтез алгоритмической
модели профессиональной деятельности
5.4 Результаты экспериментальных исследований
ГЛАВА 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
6.1 Общие подходы к проблеме профессиональной успешности
6.2 Оценка индивидуального профессионализма
6.3 Профессионализм человека и надежность профессиональной деятельности
6.4 Повышение эффективности деятельности как индикатор профессионального роста
6.5 Методика построения интегрального критерия эффективности совместной деятельности
6.6 Эффективность деятельности и индивидуальный ресурс профессионального развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
_

Свежие записи

Современная информационная среда и экология человека: психологические аспекты

Дружилов С.А. Современная информационная среда и экология человека: психологические аспекты // Гигиена и санитария. 2018; Т. 97. № 7. С. 597-603.

Информационная среда общества как неотъемлемая часть среды обитания человека является фактором его здоровья и должна соответствовать требованиям безопасности. В результате развития коммуникационных технологий на базе компьютерных устройств и построения сети Интернет произошли существенные изменения информационной среды общества и её влияния на человека. Изучение негативного влияния современной информационной среды на человека не может ограничиваться физическими и психофизиологическими факторами. Значимой является семантическая составляющая самой информации. Информационная среда оказывает негативное влияние на когнитивную и эмоциональную сферу его психики. Объектом информационного воздействия является личность. Целью статьи является изучение становления современной информационно-коммуникационной среды общества, тенденций её развития, определение её основных компонентов и психологических особенностей. Материал и методы. Сравнительный анализ воззрений различных авторов и теоретическое их обобщение. Результаты. На основе анализа публикаций представлено современное понимание информационно-коммуникационной среды общества. Становление информационной среды связано с развитием технологий и инструментов фиксации, сохранения и передачи социального опыта. Выделено шесть этапов развития средств передачи и сохранения информации в обществе. Обсуждение. Глобальная информатизация среды ведёт к изменениям жизни и деятельности людей. Воздействиям информационного потока подвергается картина мира человека, его мировоззрение, образ его жизни. Фактором риска является нарушение адаптации человека к новым условиям. Изменения внутри личности не успевают за стремительными изменениями технологий. Заключение. Показано, что в условиях новой информационно-коммуникационной реальности повышается значимость проблематики экологии человека. Информационная среда общества как объект изучения может рассматриваться как: а) среда обитания человека; б) средство информационной деятельности человека; в) система коммуникаций, в том числе межличностных; г) информационная инфраструктура, обеспечивающая хранение, доступ и использование массивов информации.

Ссылка на полный текст статьи (файл в формате pdf) -
Дружилов_Современная информационная среда и экология человека 
(кликните на высвеченную ссылку выше)

 

 

 

 

  1. Гигиенические аспекты информационно-технологической зависимости человека в новой реальности Добавить комментарий
  2. ПРОФЕССИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СУБЪЕКТ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК – ПРОФЕССИЯ – ОБЩЕСТВО» Добавить комментарий
  3. Проблемы и тенденции подготовки профессионалов в техническом университете Добавить комментарий
  4. Негативные воздействия современной информационной среды на человека: психологические аспекты Добавить комментарий
  5. Профессиональные стили человека и индивидуальный ресурс профессионального развития Добавить комментарий
  6. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЧЕЛОВЕКА И КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ Добавить комментарий
  7. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ «Я-КОНЦЕПЦИЯ» И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Добавить комментарий
  8. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ И ДЕСТРУКЦИИ КАК СЛЕДСТВИЕ ИСКАЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ПРОФЕССИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Добавить комментарий
  9. Предисловие автора к второму изданию книги «Психология профессионализма» Добавить комментарий