Дружилов С.А. Психология профессионализма: Инженерно-психологический подход : монография. – Харьков : Издательский дом «Гуманитарный центр», 2011. – 296 с., 12 рис., библ. 425 наименован. – ISBN 978-966-8324-74-1
Аннотация: В монографии излагаются принципы применения инженерно-психологического подхода к профессиональным деятельностям и профессионализму человека. Методология предлагаемого подхода определяется антропоцентрической, естественнонаучной и технической парадигмами, позволяющими сочетать гуманитарные ценности с качественно-количественными моделями и алгоритмическими технологиями. При этом все компоненты деятельности оцениваются в человеческом отношении, оценки основываются на измерениях, гипотезы статистически доказываются, а правила формализуются до четких предписаний, позволяющих проектировать деятельность и готовить профессионалов.
Книга предназначена для психологов и инженеров, специалистов в области психологии труда, психологии профессиональной деятельности и инженерной психологии, а также для преподавателей, аспирантов и студентов психологических специальностей вузов.
Рецензенты:
А.И. Худяков – доктор психологических наук, профессор кафедры инженерной психологии и эргономики (СПбГУ);
Л.Ф. Алексеева – доктор психологических наук, профессор Томского госуд. политехнического университета;
Л.В. Ишкова – доктор педагогических наук, профессор кафедры информационных технологий Новокузнецкого
филиала-института Кемеровского государственного университета.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕСУРС
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Профессионализм как результат реализации и развития
ресурсов человека в деятельности
1.2 Индивидуальный ресурс профессионального развития как системное качество человека
1.3 Профессиональная деятельность как система отношений
человека с Миром
1.4 Основные термины и понятия
ГЛАВА 2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ КАТЕГОРИЙ И КОНЦЕПЦИЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ НА ПРЕДМЕТНУЮ ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Концептуальные подходы к человеку-профессионалу в
условиях технической реальности
2.2 Методологические принципы изучения индивидуального ресурса профессионального развития и профессионализма человека 47
2.3 Становление профессионализма как процесс
профессионального развития человека
2.4 Энтропийный подход к анализу становления и развития профессионализма
ГЛАВА 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И
РЕСУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
3.1 Психологический анализ профессиональных деятельностей
3.2 Развитие профессиональных деятельностей и профессий
3.3 Трудовая деятельность – условие развития и реализации индивидуального ресурса
3.4 Психологический анализ некоторых профессиональных деятельностей и профессий
ГЛАВА 4. СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
И ЕГО ДИНАМИКА
4.1 Профессионализм как психологический симптомокомплекс
4.2 Исходные предпосылки синдрома профессионализма
4.3 Особенности человека, влияющие на формирование профессионализма
4.4 Особенности профессиональной подготовки
4.5 Коллективная деятельность и профессиональное взаимодействие
ГЛАВА 5. ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС
ОВЛАДЕНИЯ МОДЕЛЯМИ ПРОФЕССИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1 Развитие концептуальной модели профессиональной деятельности в процессе становления профессионализма
5.2 Профессионализм и профессиональное самосознание
5.3 Проектирование деятельности как синтез алгоритмической
модели профессиональной деятельности
5.4 Результаты экспериментальных исследований
ГЛАВА 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
6.1 Общие подходы к проблеме профессиональной успешности
6.2 Оценка индивидуального профессионализма
6.3 Профессионализм человека и надежность профессиональной деятельности
6.4 Повышение эффективности деятельности как индикатор профессионального роста
6.5 Методика построения интегрального критерия эффективности совместной деятельности
6.6 Эффективность деятельности и индивидуальный ресурс профессионального развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
_