Психология профессионализма: Инженерно-психол. подход

Дружилов С.А. Психология профессионализма: Инженерно-психологический подход : монография. – Харьков : Издательский дом «Гуманитарный центр», 2011. – 296 с., 12 рис., библ. 425 наименован. – ISBN 978-966-8324-74-1
Аннотация: В монографии излагаются принципы применения инженерно-психологического подхода к профессиональным деятельностям и профессионализму человека. Методология предлагаемого подходаПсихология профессионализма определяется антропоцентрической, естественнонаучной и технической парадигмами, позволяющими сочетать гуманитарные ценности с качественно-количественными моделями и алгоритмическими технологиями. При этом все компоненты деятельности оцениваются в человеческом отношении, оценки основываются на измерениях, гипотезы статистически доказываются, а правила формализуются до четких предписаний, позволяющих проектировать деятельность и готовить профессионалов.

Книга предназначена для психологов и инженеров, специалистов в области психологии труда, психологии профессиональной деятельности и инженерной психологии, а также для преподавателей, аспирантов и студентов психологических специальностей вузов.

Рецензенты:
А.И. Худяков – доктор психологических наук, профессор кафедры инженерной психологии и эргономики (СПбГУ);
Л.Ф. Алексеева – доктор психологических наук, профессор Томского госуд. политехнического университета;
Л.В. Ишкова – доктор педагогических наук, профессор кафедры информационных технологий Новокузнецкого
филиала-института Кемеровского государственного университета.

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕСУРС
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Профессионализм как результат реализации и развития
ресурсов человека в деятельности
1.2 Индивидуальный ресурс профессионального развития как системное качество человека
1.3 Профессиональная деятельность как система отношений
человека с Миром
1.4 Основные термины и понятия
ГЛАВА 2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ КАТЕГОРИЙ И КОНЦЕПЦИЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ НА ПРЕДМЕТНУЮ ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Концептуальные подходы к человеку-профессионалу в
условиях технической реальности
2.2 Методологические принципы изучения индивидуального ресурса профессионального развития и профессионализма человека 47
2.3 Становление профессионализма как процесс
профессионального развития человека
2.4 Энтропийный подход к анализу становления и развития профессионализма
ГЛАВА 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И
РЕСУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
3.1 Психологический анализ профессиональных деятельностей
3.2 Развитие профессиональных деятельностей и профессий
3.3 Трудовая деятельность – условие развития и реализации индивидуального ресурса
3.4 Психологический анализ некоторых профессиональных деятельностей и профессий
ГЛАВА 4. СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
И ЕГО ДИНАМИКА
4.1 Профессионализм как психологический симптомокомплекс
4.2 Исходные предпосылки синдрома профессионализма
4.3 Особенности человека, влияющие на формирование профессионализма
4.4 Особенности профессиональной подготовки
4.5 Коллективная деятельность и профессиональное взаимодействие
ГЛАВА 5. ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС
ОВЛАДЕНИЯ МОДЕЛЯМИ ПРОФЕССИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1 Развитие концептуальной модели профессиональной деятельности в процессе становления профессионализма
5.2 Профессионализм и профессиональное самосознание
5.3 Проектирование деятельности как синтез алгоритмической
модели профессиональной деятельности
5.4 Результаты экспериментальных исследований
ГЛАВА 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
6.1 Общие подходы к проблеме профессиональной успешности
6.2 Оценка индивидуального профессионализма
6.3 Профессионализм человека и надежность профессиональной деятельности
6.4 Повышение эффективности деятельности как индикатор профессионального роста
6.5 Методика построения интегрального критерия эффективности совместной деятельности
6.6 Эффективность деятельности и индивидуальный ресурс профессионального развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
_

Свежие записи

Профессиональные стили человека и индивидуальный ресурс профессионального развития

 

Ссылка для цитирования: Дружилов С.А. Профессиональные стили человека и индивидуальный ресурс профессионального развития // Вопросы гуманитарных наук.  – 2003.  –  №1 (4). – С.354-357.

Для скачивания PDF-файла с текстом статьи кликните на ссылку ниже: Профессиональные стили и индивидуальный ресурс профессионального развития

 В отечественной психологии (Л.С.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, Е.П.Климов, Л.И.Анцыферова, К.А.Абульханова-Славская и др.) понятие стиля разрабатывается в рамках деятельностного подхода, при котором стиль рассматривается как интегральный феномен взаимодействия требований деятельности и индивидуальности человека. Стиль жизни — это устойчивая характеристика иерархии жизненных целей и предпочитаемых человеком способов их достижения. О стиле человека можно говорить как о способе его взаимодействия с Миром. Но взаимодействие человека с Миром реализуется в его активности, важнейшей формой которой является профессиональная деятельность.

Поскольку трудовая и профессиональная деятельность является важнейшей частью жизнедеятельности вообще, то профессиональный стиль человека является частью стиля его жизни (как, в прочем, при профессиональной деформации сложившийся стиль оказывает влияние на паттерны внепрофессионального поведения). В свою очередь, стиль жизни выступает производным проявлением от образа жизни. Он складывается в рамках определенного образа жизни как результат социопсихического развития человека в целом.

Профессиональный стиль человека мы рассматриваем как постоянное, довольно устойчивое, целостное психическое образование, включающее сознательные и бессознательные механизмы адаптации человека (как в активной, так и в пассивной ее формах) к профессиональной среде. Проявления стиля зависит как от внутренних особенностей человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности), индивидуального ресурса его профессионального развития [2], так и от внешней среды (организации компонентов деятельности и взаимодействия субъектов). Профессиональный стиль мы рассматриваем одновременно и как причину, и как следствие индивидуального профессионального развития человека. Устойчивость стилей является относительной: не исключена возможность развития стилей и их взаимопереходов. Основные стили профессиональной деятельности (независимо от их специфики) отражают основные стратегии адаптации человека к требованиям профессиональной среды и проявляется в профессиональной деятельности, так и во внепрофессиональном поведении и в общении.

Как вектор жизненного успеха человека складывается из сложения вектора профессиональных достижений и вектора личностного успеха (самосовершенствования) (А.В.Либин, 2000), так и стратегия жизненного пути человека определяется линиями его профессионального и личностного поведения. Ключевыми признаками индивидуального «профессионального стиля» (включающего стиль профессиональной деятельности, стиль поведения, стиль общения и т. д.) являются факторы профессиональной успешности, удовлетворенности результатами деятельности и компонентами профессиональной среды (в соотношении с затратами на получение данного результата), а также предпочитаемые ценности и мотивы выполняемой профессиональной деятельности.

Предметом нашего рассмотрения являются индивидуально-своеобразные стили профессиональной деятельности (СПД отдельного профессионала), которые представляют собой интегральное, иерархическое, биполярное психическое образование в границах двух полюсов («субъективно удобных» и «неудобных» условий и параметров деятельности). В табл. 1 представлены стили профессиональной деятельности в зависимости от: 1) профессиональной успешности (Ус), оцениваемой объективными показателями результативности деятельности; 2) эффективности психологической адаптации (ЭΨ), определяемой отношением удовлетворенности компонентами профессиональной среды к уровню субъективной оценки факторов психосоматической дезадаптации; 3) коэффициента ценностных ориентаций (КЦ), определяемого отношением духовных ценностей, выбираемых респондентом, к витальным ценностям [2]. В таблице знаком (+) обозначен высокий уровень выраженности данного фактора, знаком (-) – низкое его выраженность.

Приверженность субъекта определенному стилю означает, что он ориентируется на определенную часть условий деятельности и компонентов профессиональной среды, достигая при этом приемлемого для него результата. В.А.Толочек (2000) в структурно-функциональной организации стиля выделяет три иерархических уровня пассивной и активной адаптации: 1) субъективно-удобные условия деятельности; 2) структуру (определенным образом взаимосвязанные компоненты деятельности); 3) тип организации деятельности.

Таблица 1. — Типология профессиональных стилей в зависимости от успешности, эффективности адаптации и доминирующих ценностей 

  Шкалы Профессиональный стиль и
профессиональный
характер
  Шкалы Профессиональный стиль и
профессиональный
характер
Т
и
п
ы
Ус ЭΨ КЦ Т
и
п
ы
Ус ЭΨ КЦ
1 + + + Профессионально-успешные «идеалисты» (ориентирующиеся на
идеальные ценности)
5 - + + Малорезультативные «самоактуализирующиеся идеалисты» («вещь в себе»)
2 + + - Профессионально-успешные «материалисты» 6 - + - Ориентированные на удовольствия, а не на результат
3 + - + Профессионально-успешные «изнуренные работой идеалисты» 7 - - + Неуспешные «несчастные идеалисты»
4 + - - Профессионально-успешные «выгорающие материалисты» 8 - - - Неуспешные, дезадаптированные, недовольные жизнью работники

 

Каждый из этих уровней может быть развернут через выражение составляющих общей эффективности (ЭS) деятельности, представленное нами ранее в виде формулы [1]: ЭS = aЭ ЭЭ +aΨ ЭΨ+aс Эс +aк Эк  где ЭЭ, ЭΨ, Эс, Эк – оценка экономической, психологической, социальной и «клиенто-центрированной» составляющих эффективности; aэ, aΨ, aс, aк – весовые коэффициенты. Выражение 16 возможных вариантов стилей в зависимости от выбираемых приоритетов составляющих эффективности деятельности, выбираемых работниками, приведены в табл. 2. Отдельные составляющие эффективности рассматриваются нами как частные критерии профессиональной адаптации (или дезадаптации) при проявлении профессионализма человека.

Таблица 2. -Типология профессиональных стилей в зависимости от
составляющих эффективности профессиональной деятельности

  Шкалы     Шкалы  
Т
и
п
ы
ЭЭ ЭΨ ЭС ЭК Профессиональный стиль Т
и
п
ы
ЭЭ ЭΨ ЭС ЭК Профессиональный стиль
1 + + + + «Успешный деятель» «признанный профессионал» 9 - + + + Хорош для всего, кроме дела
2 + + + - Ориентируется на успех и удовольствие «здесь и сейчас», а завтра – «хоть потоп» 10 - + + - Ориентируется на общение с коллегами и получение удовольствий, а клиенты для него — досадная помеха
3 + + - + Успешный «индивидуалист», неспособный к сотрудничеству 11 - + - + Индивидуалист, все свое внимание и силы отдающий клиентам, даже если это не дает результата сегодня и раздражает коллег
4 + + - - Ориентация на материальный успех при минимальных психологических усилиях 12 - + - - Ориентация исключительно на удовольствия и минимизацию собственных усилий
5 + - + + Успешный, но «выгорающий» деятель 13 - - + + Все усилия — на общение с коллегами и клиентами, но эффект мал, а цена – велика
6 + - + - «Коллективист», ориентирующийся на успех сегодня ценой больших собственных усилий 14 - - + - Все усилия затрачивает на адаптацию в коллективе, при общей низкой эффективности труда
7 + - - + Индивидуалист, ориентированныйё на долгосрочный успех; подверженный «сгоранию» 15 - - - + Дезадаптирован, пытается проявить себя в «заигрывании» с клиентами
8 + - - - «Работник, ориентированный на получение материального успеха сегодня любой ценой 16 - - - - Профессионал, неадаптировавшийся в условиях данной профессиональной среды

 

Снижение того или иного частного показателя эффективности свидетельствует о двух обстоятельствах. С одной стороны — о проявлении профессиональной дезадаптациии человека, но лишь в рассматриваемом аспекте. С другой стороны –о проявлении индивидуального профессионального стиля, характеризующего результат профессиональной адаптации в целом. Например, при объективно низкой выработке (ЭЭ), вызванной возрастным снижением ПВК, свидетельствующей о операционально-функциональной дезадаптации специалиста, человек может демонстрировать высокие показатели социальной (ЭС) или клиентоцентрированной (ЭК) составляющих, вносящих в общий вклад в общую эффективность предприятия, а значит, быть профессионально адаптированным. Лишь в случае устойчиво низкой эффективности по каждому из значимых для данного предприятия показателей следует говорить о неадаптированности работника к деятельности и условиям профсреды.

Интерес представляют и иные биполярные стили, определяющиеся ведущей мотивацией. Первый связан с ориентацией работника на выгоду как «здесь и сейчас», так и в будущем при высокой «цене» деятельности. Второй проявляется в ориентации человека на субъективно-удобную деятельность с выраженным стремлением к минимизации внутренних затрат, а также на благоприятную систему отношений в коллективе. Каждый из этих стилей представлен своей системой индивидуальных психологических качеств, среди которых ведущее место занимают отношения и ценности человека.

Нашей целью было дать концептуальное видение профессиональных стилей человека в зависимости от его жизненных и профессиональных приоритетов. Мы не ставили своей задачей дать подробное описание стилей и связанных с ними профессиональных характеров. В то же время, как показывает опыт исследований различных профессиональных деятельностей (управленцев, работников оптовой торговли и частного медицинского учреждения, педагогов школ) представленная типология стилей соответствует реальности. Наполнение предложенных профессиональных стилей конкретным описанием рассматривается нами как в качестве необходимой составляющей психологического анализа индивидуальных особенностей профессионализма.

Литература

  1. Дружилов С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности // Объединенный научный журнал. — 2001. — № 22 (22). — С. 44-45
  2. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. .
  1. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЧЕЛОВЕКА И КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ Добавить комментарий
  2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ «Я-КОНЦЕПЦИЯ» И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Добавить комментарий
  3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ И ДЕСТРУКЦИИ КАК СЛЕДСТВИЕ ИСКАЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ПРОФЕССИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Добавить комментарий
  4. Предисловие автора к второму изданию книги «Психология профессионализма» Добавить комментарий
  5. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА Добавить комментарий
  6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ КАК ИНДИКАТОРЫ ДЕЗАПТАЦИИ И ДУШЕВНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА Добавить комментарий
  7. Психология безопасности и электробезопасности инженера Добавить комментарий
  8. Социально-психологические проблемы университетской интеллигенции во времена реформ: взгляд преподавателя Добавить комментарий
  9. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА Добавить комментарий